Философия позитивизма

Позитивизм— направление в философии 19 – первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний.

Традиционные проблемы философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил бессмысленными. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием.

Основателем философии позитивизма был Огюст Конт (1798-1857), который ввел и термин “позитивизм”.

Он родился во французском городе Монпелье и получил образование в Парижской политехнической школе, где изучал математику, механику и астрономию. Он находился под сильным влиянием социальных и политических потрясений в связи событием Великой французской буржуазной революции. Именно основываясь на идеалах и методах познания в естественных науках, Конт заложил основы позитивизма (в переводе – положительный), или научной философии. Позитивистские идеи нашли широчайшую поддержку и дальнейшую разработку другими философами.

Конт и его сторонники под воздействием открытий в области науки провозгласили задачу построения философии по образу и подобию науки.

В своём шеститомном «Курсе позитивной философии» Конт сформулировал так называемый закон 3 стадий развития человечества. Согласно ему жизнь, человечества проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии развития.

Теологическая стадия – выражает детство человечества, его первоначальную жизнь. В этой детской жизни люди руководствовались фантазией и воображений, которое рисует картины жизни под воздействием сверхъестественных сил. Внутри теологической стадии Конт выделял подстадии фетишизма (люди поклоняются неодушевлённым предметам, которым приписывают сверхъестественные свойства), политеизма (многобожие) и монотеизма (один Бог).

На второй – метафизической – стадии жизни начинают формироваться её законы, идеалы, нормы и так далее. Данная стадия умозрительна, здесь люди пренебрегают фактами истории и культуры. По мнению Канта, метафизическая стадия, захватывая социальную сферу людей, формирует идеи свободы, равенства и братства и подготавливает почву для её революционных изменений.

Ну и третья фаза – позитивная – зарождается ещё в недрах метафизической. Она вызревает по мере становления науки и, прежде всего, естественных наук. Развитие естествознания идё рука об руку с развитием техники. Таким образом, позитивная стадия ведёт к индустриальной жизни общества.

Таким образом, разрабатывая позитивную модель общества, Конт был убеждён в практическом предназначении науки для осуществления социальных реформ. Он надеялся, что позитивистские идеи жизни людей заложат фундамент нового, более устойчивого общественного порядка и будут способствовать росту благосостояния общества.

Такова была философия Конт, философия позитивизма.

32. Учение Ф.Ницше о “сверхчеловеке” и переоценке ценностей.

Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ и поэт. Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (восточная Германия), в семье лютеранского пастора. В 1849 году умирает его отец. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов и осуществил первые пробы писательства.

В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Ницше обладал весьма хорошими способностями в изучении филологии. Уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

Его первые работы были посвящены древнегреческой литературе, он увлёкся занятиями музыкой и познакомился с известнейшим композитором Рихардом Вагнером. В 1868 году Ницше стал профессором Базельского университета.

От отца Ницше унаследовал слабое здоровье, его всегда сопровождали сильные головные боли, боль в глазах и так далее. Это постоянная борьба с болезнь не могла не повлиять на его жизненную позицию. Эта постоянная борьба сформулировала у Ницше активную жизненную позицию, установку на преодоление страданий и смерти, культивировала силы жизни, возвышение жизни.

Тяжёлое психическое расстройство в 1889 году прервало его философско – литературное творчество.

Теперь о философии Ницше.

На Ничше, как и на многих философов последующих поколений, самое серьёзное влияние оказало учение Шопенгауэра о первичности воли. По Шопенгауэру – воля является злом, она является источником всех страданий, ну а страдания – это сама жизнь человека, наполненная желаниями. Неосуществлённое желание приносит боль, а осуществлённое лишь чувство пресыщения. Но Ницше не был согласен с Шопенгауэром. Ницше утверждал волю как силу жизни, как «волю к власти». Конечно же, волевое начало в человеке играет огромную роль. Здесь я полностью согласна с мнением Ницше.

Философию Ницше пронизывают насквозь 3 взаимосвязанные идеи: идея жизни (жизнь человека слита с жизнью природы, все качества жизни сконцентрированы в человеческой воле к власти, источник и движущие силы жизни заключены в воле, в мире нет никакой шопенгауэровской единой воли, а действует множество воль, которые сталкиваются друг с другом и организуются в иерархии); идея переоценки ценностей жизни и идея «вечного возвращения», как всеобщего закона жизни человека и космоса.

Я же расскажу о идее переоценки ценностей жизни.

Идея переоценки ценностей жизни.

Жизнь, как воля к власти придаёт ценность всему, что окружает человека.

Воля к власти, по мнению Ницше, динамична, в ней всё изменяется и нет ничего застывшего.

Переоценку Ницше начинает с христианского образа жизни. Христианские принципы равенства людей, христианское пренебрежение ценностными различиями между ними вызывают у Ницше принципиальные возражения.

Ницше считает, что религия возникла вследствие вырождения человечества как биологического рода, деградации его внутренней психической жизни.

По его мнению, христианское движение полно разлагающих элементов, оно скорее похоже на бунт «недоделанных и неполноценных». Христианская идея об устройстве мира и отношения человека и Бога – это самая фатальная и соблазнительная ложь.

Люди знали и ощущали страхи и ужасы существования, но чтобы иметь возможность жить они должны были заслонить себя от этих страхов иллюзией, миром грёз. Так по Ницше возникла религия.

Ницше пишет: «Как мог бы иначе такой болезненно чувствительный, такой неистовый в своих желаниях, такой из ряда вон склонный к страданию народ вынести существование, если бы оно не представлено ему было в богах озаренным в столь ослепительном ореоле…»

Стремление к избавлению путем иллюзии становится началом не только религии, но и искусства, которое Ницше называет «иллюзией в иллюзии»

Философ подчеркивает противоположность и неразрывную связь Первоединого и иллюзионного мира, созданного человеком. Эти две сущности он положил в основу представлений об аполлоническом и дионисийском первоначалах.

Дионисийское начало.

В греческом пантеоне Дионис был Богом земли, плодородия, покровителем растительности, земледелия, виноделия; богом веселья, радости, буйства. Так же он олицетворял собой избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывное буйство; символизировал ужас и восторг, нарушение принципа индивидуализма.

Для того чтобы полнее характеризовать дионисийское начало Ницше предлагает сравнить его с состоянием опьянения. Дионисийское начало характеризуется понятиями «безобразное» и «дисгармоническое».

Ощущение опьянения стремится уничтожить индивидуальность и освободить человека из духовной оболочки, даря мистическое ощущение единства. Под влиянием дионисийских сил все люди становятся равны, исчезают границы, установленные обществом, и каждый чувствует себя единым со своим ближним. Человек словно впервые видит мир таким, какой он есть на самом деле.

Дионисийский человек для Ницше неразрывно связан с природой. Она ищет свое выражение в музыке, танцах и жестах. Таким образом, дионисийское начало рождает сущность искусства.

Аполлоническое начало.

Аполлоническое начало представляет собой полную противоположность дионисийскому.

Образ Аполлона – это полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога – творца образов.

Эти два начала противостоят друг другу. Сравним: дионисийское - это трагико-героическое, безмерное буйство, иррациональное, беспокойное, неудовлетворенное, единое. А аполлоническое – это иллюзорно-оптимистическое, мера и упорядоченность, рациональное, спокойное, индивидуальное

Но эта противоположность позволяет культуре развиваться - поступательное движение культуры обуславливается двойственностью начал так же, как рождение зависит от двойственности полов. Аполлоническое начало противостоит дионисийскому подобно тому, как искусственное противостоит естественному, жизни, осуждая все чрезмерное, непропорциональное.

В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами: «Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».

Сверхчеловек Ницше – это результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека, что он образует новый и особый биологический тип. Сверхчеловек – это нравственный образ, означающий высшую ступень духовного расцвета человечества, олицетворение новых моральных идеалов, этот сверхчеловек приходит на место умершего Бога, он должен вести человечество к совершенству, должен восстановить в силе все качества человека.

В чём суть аполонического и дионического нача, ведь и там и там есть иллюзия, в одном – сон, в другом опьянение?????


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: