Тема 6. Русская философия. 1. Своеобразие русской философии

1. Своеобразие русской философии.

2. Русская философия в XVII - XIX веков.

3. Русская философия XX века.

1. Русская философская школа всегда отличалась ярким своеоб­разием и оригинальностью в постановке и решении множества проблем. Сам вопрос о русской философии может быть постав­лен с учетом того, что она есть концентрированное выражение духовного опыта нации, воплотившегося в разнообразии тво­рений культуры. Национальное своеобразие русской филосо­фии обусловлено уже тем, что в начальные этапы ее развития,

в дохристианский период, языческие представления, растворен­ные в комплексе эмпирических знаний разных степеней обоб­щенности, пронизывали мировоззрение древних русичей. Рус­ская философия не могла в равной степени, как западная, опе­реться на наследие античного мира.

Византийское православие принесло с собой утверждение новых ценностей, однако оно не смогло достичь полного отри­цания старых верований. В мировоззренческом ареале сложно переплетались токи и влияния многих культурных традиций. Центральное положение отводилось теологической направлен­ности, хотя устойчивыми оказывались и традиции внецерковного движения мысли.

По определению одного из известных историков философии В.В. Зеньковского (1881 — 1962), самостоятельное творчество в области русской философии наблюдается лишь во второй поло­вине 18 в. На этот период пришлась деятельность таких русских мыслителей, как Д.А.Аничков, П.С.Батурин, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков, А.Я.Поленов, И.А.Третьяков, Д.И.Фонвизин. Однако наиболее крупными мыслителями 18 века были М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев.

Одним из наиболее важных вопросов, которые стремились разрешить русские философы, был вопрос о месте России в мире. После декабристов этот вопрос обсуждался в основном в рамках противостояния между славянофилами и западниками, хотя первым мыслителем, который поднял вопрос о месте России в мире, был П. Я. Чаадаев. Первым позицию славянофилов изложил А.С.Хомяков в статье «О старом и новом» По мнению видного представителя этого направления К. Аксакова, основой страны является народ, который живет в соответствии со своими внутренними принципами, совпадающими с учением Христа.

Распространившееся в 19 в. увлечение немецким идеализ­мом стало мощным импульсом для развития русской филосо­фии. Творчество славянофилов И.В. Киреевского (1806-1856) и А.С. Хомякова (1804 — 1860) представляет собой по­пытку выработать систему христианского миропонимания. Торжество рационализ­ма имеет отрицательное значение для "внутреннего созна­ния". Западная образованность несет в себе раздвоение и рас­судочность. Тогда как образованность русская основывается на восприятии "цельного знания", сочетающего разум и веру. Подлинная философия должна быть философией "верующе­го разума".

К особенностям русской философии следует отнести и то, что развитие профессиональной философии осуществлялось отнюдь не дипломированными мыслителями, а, можно сказать, страстно заинтересованными любителями. Так, православным богословом России становится конногвардейский офицер и по­мещик А.С. Хомяков. А первым русским историософом был офицер лейб-гусарского полка П.Я. Чаадаев (1794—1856). Та­кое положение не могло быть понятно Западу, где богослов­ская мысль развивается иерархами церкви и профессорами бо­гословских школ.. И тем не менее А. С. Хомякова в славянофильской среде на­зывали "отцом церкви". Он рассматривал веру в качестве некоего предела внутреннего развития человека.

Направленность на поиск цельного знания о цельном бы­тии явно ощущается и в трудах Вл. Соловьева. Вопрос: "Что есть философия?" — по его мнению, предполагает следующие рассуждения. Философия — это дело свободной мысли, а чис­то философская деятельность ума состоит в том, чтобы все проверять или ко всему примерять мерило критической мыс­ли. Теоретическая философия направлена на то, чтобы обла­дать истиной ради нее самой. Настоящее философское мыш­ление должно быть добросовестным исканием достоверной истины до конца.

ХХ век - очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с периодами развития истории России принято выделять философию «Серебряного века», советскую и постсоветскую философию.

Среди наиболее известных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Густава Густавовича Шпета, Алексея Федоровича Лосква, Льва Шестова, Николая Алексеевича Бердяева, Павла Александровича Флоренского, Сергея Николаевича Булгакова, Ивана Александровича Ильина.

Для Н.А. Бердяева (1874—1948) философия есть, прежде все­го, учение о смысле человеческого существования и о челове­ческой судьбе. Философская мудрость становится делом не­посредственного человеческого спасения. А философское по­знание — духовно-опытное познание тайн бытия в человеке и через человека, познание смысла существования. Если мета­физика возможна, то она должна стать знанием о жизни, о конкретной реальности, о человеке и его судьбе. Поэтому ос­новным принципом философии, по мнению Бердяева, стано­вится бытийственно жизненный принцип.

В век научно-технического прогресса и сциентистских ориен­тации в философии приобретает особую значимость замечание мыслителя о том, что философия не есть духовный акт, в котором задействован только интеллект, но совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо. Познавая бы­тие в человеке и через человека, философия оказывается неиз­бежно антропологичной. Настоящая философия, которой действи­тельно что-то открывается, есть не та, которая исследует объек­ты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы.

Одной из практических задач философии, по убеждению Н.А. Бер­дяева, является приближение языка философии к языку жизни. Это замечание сугубо важно, так как засилие конструкций не­мецкой классической философии, тонкие кружева диалектики понятий зачастую уволят в сферы чистой спекуляции, где забы­вают о самом предмете размышлений. В этом одна из возмож­ных причин пренебрежения философией. Когда философ будет руководствоваться стремлением не порывать с мудростью, будет связанным с целостностью жизни, не будет отвлекаться от чело­веческой судьбы но глубоко проникать в нее, тогда он станет вы­разителем подлинной практической философии. Оформившаяся в русской философской школе идея фило­софии всеединства предполагала всеохватывающий синтез как со стороны жизни, так и со стороны мысли. Синтез мыслился как цель, а не исходный пункт. В нем непосредственные жизнен­ные переживания отливались в единую цельную теорию. Идея всеединства, понимаемая как "все едино в Боге", была централь­ной в философии Вл. Соловьева. Однако Бог мыслился вне ан­тропоморфных характеристик и понимался как космический разум, сверхличное существо, особая организующая сила. Це­лью мировой истории становится единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Личным обра­зом всеединства провозглашается вечная женственность.

Идея всеединства имеет и гносеологический аспект. Здесь всеединство проявляется утверждением цельного знания. Цель­ность предполагает органичное объединение трех разновиднос­тей знания: научного (философского), эмпирического (научно­го) и мистического (созерцательно-религиозного). Таким обра­зом, русская философия предлагает весьма оригинальный про­ект гносеологии, который ждет своего исполнения и по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: