1. Своеобразие русской философии.
2. Русская философия в XVII - XIX веков.
3. Русская философия XX века.
1. Русская философская школа всегда отличалась ярким своеобразием и оригинальностью в постановке и решении множества проблем. Сам вопрос о русской философии может быть поставлен с учетом того, что она есть концентрированное выражение духовного опыта нации, воплотившегося в разнообразии творений культуры. Национальное своеобразие русской философии обусловлено уже тем, что в начальные этапы ее развития,
в дохристианский период, языческие представления, растворенные в комплексе эмпирических знаний разных степеней обобщенности, пронизывали мировоззрение древних русичей. Русская философия не могла в равной степени, как западная, опереться на наследие античного мира.
Византийское православие принесло с собой утверждение новых ценностей, однако оно не смогло достичь полного отрицания старых верований. В мировоззренческом ареале сложно переплетались токи и влияния многих культурных традиций. Центральное положение отводилось теологической направленности, хотя устойчивыми оказывались и традиции внецерковного движения мысли.
По определению одного из известных историков философии В.В. Зеньковского (1881 — 1962), самостоятельное творчество в области русской философии наблюдается лишь во второй половине 18 в. На этот период пришлась деятельность таких русских мыслителей, как Д.А.Аничков, П.С.Батурин, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков, А.Я.Поленов, И.А.Третьяков, Д.И.Фонвизин. Однако наиболее крупными мыслителями 18 века были М.В.Ломоносов и А.Н.Радищев.
Одним из наиболее важных вопросов, которые стремились разрешить русские философы, был вопрос о месте России в мире. После декабристов этот вопрос обсуждался в основном в рамках противостояния между славянофилами и западниками, хотя первым мыслителем, который поднял вопрос о месте России в мире, был П. Я. Чаадаев. Первым позицию славянофилов изложил А.С.Хомяков в статье «О старом и новом» По мнению видного представителя этого направления К. Аксакова, основой страны является народ, который живет в соответствии со своими внутренними принципами, совпадающими с учением Христа.
Распространившееся в 19 в. увлечение немецким идеализмом стало мощным импульсом для развития русской философии. Творчество славянофилов И.В. Киреевского (1806-1856) и А.С. Хомякова (1804 — 1860) представляет собой попытку выработать систему христианского миропонимания. Торжество рационализма имеет отрицательное значение для "внутреннего сознания". Западная образованность несет в себе раздвоение и рассудочность. Тогда как образованность русская основывается на восприятии "цельного знания", сочетающего разум и веру. Подлинная философия должна быть философией "верующего разума".
К особенностям русской философии следует отнести и то, что развитие профессиональной философии осуществлялось отнюдь не дипломированными мыслителями, а, можно сказать, страстно заинтересованными любителями. Так, православным богословом России становится конногвардейский офицер и помещик А.С. Хомяков. А первым русским историософом был офицер лейб-гусарского полка П.Я. Чаадаев (1794—1856). Такое положение не могло быть понятно Западу, где богословская мысль развивается иерархами церкви и профессорами богословских школ.. И тем не менее А. С. Хомякова в славянофильской среде называли "отцом церкви". Он рассматривал веру в качестве некоего предела внутреннего развития человека.
Направленность на поиск цельного знания о цельном бытии явно ощущается и в трудах Вл. Соловьева. Вопрос: "Что есть философия?" — по его мнению, предполагает следующие рассуждения. Философия — это дело свободной мысли, а чисто философская деятельность ума состоит в том, чтобы все проверять или ко всему примерять мерило критической мысли. Теоретическая философия направлена на то, чтобы обладать истиной ради нее самой. Настоящее философское мышление должно быть добросовестным исканием достоверной истины до конца.
ХХ век - очень сложный для России период, в течение которого она пережила многочисленные потрясения. По этой причине и история русской философии XX века неоднородна. В соответствии с периодами развития истории России принято выделять философию «Серебряного века», советскую и постсоветскую философию.
Среди наиболее известных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Густава Густавовича Шпета, Алексея Федоровича Лосква, Льва Шестова, Николая Алексеевича Бердяева, Павла Александровича Флоренского, Сергея Николаевича Булгакова, Ивана Александровича Ильина.
Для Н.А. Бердяева (1874—1948) философия есть, прежде всего, учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе. Философская мудрость становится делом непосредственного человеческого спасения. А философское познание — духовно-опытное познание тайн бытия в человеке и через человека, познание смысла существования. Если метафизика возможна, то она должна стать знанием о жизни, о конкретной реальности, о человеке и его судьбе. Поэтому основным принципом философии, по мнению Бердяева, становится бытийственно жизненный принцип.
В век научно-технического прогресса и сциентистских ориентации в философии приобретает особую значимость замечание мыслителя о том, что философия не есть духовный акт, в котором задействован только интеллект, но совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо. Познавая бытие в человеке и через человека, философия оказывается неизбежно антропологичной. Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы.
Одной из практических задач философии, по убеждению Н.А. Бердяева, является приближение языка философии к языку жизни. Это замечание сугубо важно, так как засилие конструкций немецкой классической философии, тонкие кружева диалектики понятий зачастую уволят в сферы чистой спекуляции, где забывают о самом предмете размышлений. В этом одна из возможных причин пренебрежения философией. Когда философ будет руководствоваться стремлением не порывать с мудростью, будет связанным с целостностью жизни, не будет отвлекаться от человеческой судьбы но глубоко проникать в нее, тогда он станет выразителем подлинной практической философии. Оформившаяся в русской философской школе идея философии всеединства предполагала всеохватывающий синтез как со стороны жизни, так и со стороны мысли. Синтез мыслился как цель, а не исходный пункт. В нем непосредственные жизненные переживания отливались в единую цельную теорию. Идея всеединства, понимаемая как "все едино в Боге", была центральной в философии Вл. Соловьева. Однако Бог мыслился вне антропоморфных характеристик и понимался как космический разум, сверхличное существо, особая организующая сила. Целью мировой истории становится единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Личным образом всеединства провозглашается вечная женственность.
Идея всеединства имеет и гносеологический аспект. Здесь всеединство проявляется утверждением цельного знания. Цельность предполагает органичное объединение трех разновидностей знания: научного (философского), эмпирического (научного) и мистического (созерцательно-религиозного). Таким образом, русская философия предлагает весьма оригинальный проект гносеологии, который ждет своего исполнения и по сей день.