Сущность делового общения: функции, виды, формы и принципы

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Деловой этикет включает в себя две группы правил: -нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); -наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.К монологическим видам относятся:-приветственная речь;-торговая речь (реклама);-информационная речь;-доклад (на заседании, собрании).Диалогические виды:Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.Контактный деловой разговор - непосредственный, «живой» диалог.Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. По содержанию общение может быть разделено на: -материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;-когнитивное - обмен знаниями;-мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;-деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:-непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;-опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;-прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;-косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения: • информационно-коммуникативную; • регулятивно — коммуникативную; • эффективно — коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции состоит из несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание сути различий в исходной информированности людей, вступающих в психологический контакт. Второй уровень — это передача информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирования, необходимого обучения и др.. Третий уровень связан со стремлением человека суметь понять других. Общение в данном случае направлено на анализ и формирование оценок достигнутых результатов (согласование — не согласования, сравнение взглядов и т.п.).Регулятивно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия. Происходит процесс так заванного — взаимного налаживания действий. Здесь проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость различных людей, их изношенности, осуществляются взаимная стимуляция и в некоторых случаях коррекция поведения. Регуляционно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как внушение, имитация, др..Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: