Одаренность — высокий уровень развития и проявления общих и специальных способностей.
В структуре одаренности обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность (высокую умственную активность); креативность; настойчивость (мотивацию, нацеленность на значимую задачу).
Одаренность: общая (интеллектуальная, академическая; высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов); специальная (талант).
Одаренность: художественная, творческая, психомоторная (спортивная), социальная, лидерская, «практическая» и др.
Диссинхрония развития одаренного ребенка — неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств.
Особенности развития познавательной сферы одаренного ребенка:
1. опережающее познавательное развитие: отличная память, большой словарный запас, широта восприятия, высокая концентрация внимания, повышенные математические способности, большое упорство в решении каких-либо задач, увлеченность тем или иным занятием;
2. сверхчувствительность к проблемам;
3. стремление к постоянному углублению в проблему;
4. высокий уровень развития логического мышления;
5. склонность к задачам дивергентного типа;
6. оригинальность и гибкость мышления;
7. легкость генерирования идей (продуктивность мышления);
8. способность к прогнозированию.