Сущность эстетического воспитания заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности учащихся, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий уровень сформированности у нее эстетических (художественных) знаний, потребностей, чувств, идеалов, интересов, эстетического вкуса, эстетического отношения к природе и искусству, а также умений эстетической (художественной) деятельности.
Эстетическое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.
Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению.
|
|
Эстетический вкус — способность оценивать эстетические явления с позицией эстетических знаний и идеалов.
Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.).
Средства эстетического воспитания: искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.
Методы и формы эстетического воспитания: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещения театров, художественных выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительного искусства, литературные вечера и др.
Критерии сформированности эстетической культуры:
наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;
знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению;
наличие стремления к обобщению с искусством и природой;
умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы;
способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.