Сущность мировоззрения, его внутренняя структура и функции. Пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся

Мировоззрение — специфическая форма сознания человека, включающая обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества.

Мировоззрение определяет общественно-политическую, нравственно-эстетическую позицию и поведение личности в разных сферах жизни. Оно выступает внутренним фактором формирования личности.

Структура мировоззрения личности:

Объективные компоненты: знание (как принадлежность индивида) — образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т. п.; чувства и воля — благодаря им знания о природе, обществе, человеке становятся взглядами и убеждениями, входят в общую систему ценностных ориентаций.

Субъективные компоненты: взгляды человека — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т. п.; мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений, и определения своего отношения к ним; убеждения человека — знания (идеи, концепции, теории и т. п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремиться увлечь ими других людей; идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Нравственные идеалы — представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида.

Функции мировоззрения: информационно-отражательная (все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений); ориентационно-регулятивная (мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека); оценочная (факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений).

Виды мировоззрения: научное — опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений; религиозное — опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности; в его основе лежит вера человека в существование бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т. д.; обыденное — формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических не всегда систематизированных представлений о мире; + мифологическое — опирается на фантастическое представление о мире; + мировоззрение разных прослоек общества; + мировоззрение представителей политических течений и партий.

Педагогические условия формирования мировоззрения: учет возрастных и индивидуальных особенностей; обеспечение научной доказательности, логической убедительности, непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества и т. д.

Критерии сформированности мировоззрения:

знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для выработки мировоззрения;

устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

развитие способностей диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: