double arrow

Сущность, задачи и пути формирования нравственных качеств школьников.


Нравственное воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.

Цель нравственного воспитания — нравственная культура личности.

Нравственная культура личности — освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в: уровне развития нравственных понятий, оценочных суждений, чувств, ценностей; сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения; способности к нравственному выбору.

Методологической основой этого направления воспитания является этика — отрасль философии, изучающая мораль. Мораль — форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми.

Нравственное сознание — синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д.

Нравственные чувства — форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и самому себе.




Нравственная воспитанность — общественно ценные качества и свойства личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.

Культура поведения — важнейшая составляющая нравственной культуры личности; форма поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. д.), в которых находят внешнее отражение морально-этические нормы поведения (поведение — деятельность, объектом которой непосредственно или опосредованно выступает другой человек).

Пути нравственного воспитания:

использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла;

использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов;

нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе;

формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.

Задачи и содержание данного направления воспитательной работы, как и всех других направлений, определяются возрастными особенностями учащихся.

Методы и формы нравственного воспитания: убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение, поручение, требование, упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и др.

Критерии сформированности нравственной культуры личности:

- развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);

- развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способности к нравственному выбору;

- сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.







Сейчас читают про: