Экология — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.
Воспитание экологической культуры — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.
Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся.
Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы.
Экологическая культура в себя включает:
- систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;
- экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность и т. д.);
- экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).
Экологические знания формируют следующие ключевые идеи:
- биосфера — это целостное явление, в котором компоненты взаимосвязаны;
- в природе присутствует многообразие видов и существует необходимость их охраны;
- зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды;
- природа — фактор нравственно-эстетического развития личности.
Критерии сформированности экологической культуры:
- наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», а также наличие знаний о региональных и глобальных экологических проблемах;
- проявление ответственности за сохранение природного окружения;
- участие в видах деятельности по охране окружающей среды.
Условия воспитания экологической культуры:
- сочетание различных форм, методов и средств;
- повышение экологической культуры самих педагогов и родителей;
- организация практической деятельности по охране природы;
- взаимодействие учреждений образования с субъектами природоохранной деятельности;
- непрерывность экологического образования.
Формы экологического воспитания:
- эколого-ориентированные (эколого-психологические тренинги, экологические праздники, дискуссии, игры, тематические недели);
- природоохранные формы (субботники, экологические акции, работа «зеленого» и «голубого» патрулей, школьное лесничество, посадки и насаждения, работа над зверинцами);
- проектно-исследовательские формы (экологические олимпиады, летние практикумы, создание экопроектов, составление «красной» тетради своей местности);
- просветительские формы (информационные часы, слеты, выпуск экологического листка, театрализованные мероприятия);
- эколого-краеведческие формы (экскурсии, путешествия, школьный экологический музей, живой уголок).