Экологическая культура личности: сущность, структура. Пути формирования экологической культуры личности обучающихся

Экология — комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

Воспитание экологической культуры — это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической деятельности учащихся, овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры учащихся.

Экологическая культура личности — уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы.

Экологическая культура в себя включает:

- систему экологических знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней;

- экологическое сознание и ценностное отношение к природе (определенные взгляды, убеждения, нравственно-эстетическое отношение, любовь к природе, ответственность и т. д.);

- экологическую деятельность (информационная, учебно-исследовательская, природоохранная и просветительская).

Экологические знания формируют следующие ключевые идеи:

- биосфера — это целостное явление, в котором компоненты взаимосвязаны;

- в природе присутствует многообразие видов и существует необходимость их охраны;

- зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды;

- природа — фактор нравственно-эстетического развития личности.

Критерии сформированности экологической культуры:

- наличие представлений о взаимодействии в системе «человек — общество — природа», а также наличие знаний о региональных и глобальных экологических проблемах;

- проявление ответственности за сохранение природного окружения;

- участие в видах деятельности по охране окружающей среды.

Условия воспитания экологической культуры:

- сочетание различных форм, методов и средств;

- повышение экологической культуры самих педагогов и родителей;

- организация практической деятельности по охране природы;

- взаимодействие учреждений образования с субъектами природоохранной деятельности;

- непрерывность экологического образования.

Формы экологического воспитания:

- эколого-ориентированные (эколого-психологические тренинги, экологические праздники, дискуссии, игры, тематические недели);

- природоохранные формы (субботники, экологические акции, работа «зеленого» и «голубого» патрулей, школьное лесничество, посадки и насаждения, работа над зверинцами);

- проектно-исследовательские формы (экологические олимпиады, летние практикумы, создание экопроектов, составление «красной» тетради своей местности);

- просветительские формы (информационные часы, слеты, выпуск экологического листка, театрализованные мероприятия);

- эколого-краеведческие формы (экскурсии, путешествия, школьный экологический музей, живой уголок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: