Различение межличностных способов (стилей) поведения в конфликтных ситуацияхосновывается на особенностях поведения конфликтующихсторон. В поведении участников конфликта есть характеристики высокой илинизкой степени внимания к собственным интересам и к интересамдругих, которые позволяют выделить пять типичных стилей поведения в конфликте.
1. Соревнование, илипринуждение. Для этого стиля характерно высокое внимание одной конфликтующей стороны к своим интересам и низкое внимание кинтересамдругой. В этом случае происходит подавление конфликта, основанное на принуждении.Конфликт заканчивается выигрышем одной стороны и проигрышем другой. Подобнаяситуация может поддерживаться только при явном преимуществе одной из конфликтующей сторон.
2. Сотрудничество, или р ешение проблемы. Этот стиль предполагает высокое внимание, как к своим интересам, так и к интересам другой стороны и является наиболее продуктивным. На практике решение проблемы означает переход к сотрудничеству конфликтующих сторон.
|
|
3. Избегание,илиуклонение. Этот стиль характеризуется низким вниманием как к своим интересам, так и к интересам другой стороны и представляет собой наименее продуктивный стиль, так как не решает проблемы, вызвавшей конфликт.
4. Приспособление, или с глаживание. Этот стиль основывается на высоком внимании к интересам другой стороны и низком - к своим интересам. Имеется много оправданий такого стиля: "Не выносить сор из избы", "Плохой мир лучше доброй ссоры" и т.п. Результатом этого стиля является "невыигрыш" обеих сторон. На практике этот стиль приводит к нестабильности и непродуктивности труда, блокированию развития "тихим омутом".
5. Компромисс. Этот стиль базируется на внимании к интересам другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способности к компромиссу сами по себе ценное свойство человеческих взаимоотношений. Но специалисты предупреждают, что установление компромисса на ранних стадиях конфликта не выявляет действительных проблем и может быть неконструктивным.