В отечественной психологии в 70-80 годы большое внимание уделялось исследованию взаимодействия в совместной деятельности. Л.И.Уманский описал и охарактеризовал 3 типа совместной деятельности на основе признака объединения вкладов участников:
• Совместно- индивидуальна;
• Совместно- последовательная;
• Совместно- взаимосвязанная.
Совместно-индивидуальная предполагает ориентацию участников на общий предмет труда (студенты на лекции). Она в малой степени обеспечивает развитие сплоченности группы. Каждый член группы прилагает индивидуальные усилия для достижения цели деятельности.
Совместно-последовательная характеризуется не только общим предметом труда, но и организованным определенным образом процессом труда, в котором вклад предыдущего участника усиливается, развивается последующим. Достижение цели делится на операции
С овместно-взаимосвязанная отличается не только общим предметом и четкой организацией процесса труда, но и одновременностью выполняемых операций, проделываемых участниками на одном и том же предмете.
|
|
Контрольные вопросы:
- Охарактеризуйте сущность интерактивной стороны общения?
- Какие типы взаимодействия возможны?
- В чем особенность взаимодействия молодых супругов, находящихся в ситуации серьезного конфликта?
- Вспомните конфликт, в котором Вам довелось участвовать. Опишите стадии поведения участников в ходе его протекания на разных стадиях.
- Как организуется взаимодействие и общение людей, реализующих разные типы совместной деятельности.