Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.
Ф.А.В. Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учителям народных школ, как и педагогические журналы, выходившие под его редакцией.
Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания – самостоятельность в служении истине, красоте и добру.
Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Свои педагогические воззрения Ф.В.А. Дистервег изложил в педагогических сочинениях. «Разумное воспитание, по мнению Ф.В.А. Дистервега, должно строиться с учётом трёх принципов:
- природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка),
- культуросообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры),
- самодеятельности (стремление развивать детскую активность)».
Остановимся более подробно на основополагающих принципах воспитания, выдвинутых и обоснованных этим великим педагогом.
Природосообразность в трактовке Дистервега - это следование за процессом естественного развития человека, это учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника: «Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный и высший закон всего обучения» - говорил Дистервег. Для этого, по его мнению «… для воспитателя самое главное - узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить её свойствам, особенностям и стремлениям. … Всякое искусство может достигнуть чего-либо лишь при содействии природы; оно не достигает ничего, идя против её». Говоря об особенностях ребёнка, Дистервег отмечал, что природа ребёнка правдива, «она не создаёт в ребёнке отравляющего жизнь недоверия, это результат искажённых влияний».
В процессе воспитания и обучения также одним из важнейших принципов Дистервег отмечал принцип культуросообразности: «…в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». По словам Дистервега, принцип культуросообразности подчиняется принципу природосообразности, что значит - поступать наперекор природе всегда недопустимо. Раскрывая этот момент Дистервег говорил: «Что противоречит природе - невыгодно, хотя бы и было весьма культуросообразно. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь». В связи с этим, в практической учительской деятельности он рекомендовал не участвовать ни в чём, что требуется культурой времени или её господствующим духом, но противоречит природе; стремиться необходимо к гармоническому сочетанию культуры с природой. При обосновании этого принципа, по мнению исследователей, он отошёл от его индивидуалистической трактовки и «подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества».
Принципсамодеятельности. Под самодеятельностью Дистервег понималактивность,инициативу, и считал это важнейшей чертой личности. «Быть человеком, по его словам, значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям…..Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования…» В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования: «Пробуждение самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и воспитания».
Положение Дистервега о том, что «...ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать», актуально и в наши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Ум, воля, память, мышление, наблюдательность, свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.
Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика - математик, техник или музыкант, - это уже дело не учителя.
Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна вести к сознательной деятельности в жизни.
В сложившейся до Ф.А.В. Дистервега дидактике метод обучения рассматривался в качестве ведущего начала образовательного процесса, причем учителю отводилась как бы второстепенная роль. Дидактика развивающего обучения покончила с разделением между методом и применяющим его учителем.
Ф.А.В. Дистервег выделял 4 группы дидактических правил, определяющих, по его убеждению, учебно-воспитательную деятельность школы.
Во-первых, правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику. Они содержали требования обучать природосообразно, руководствуясь естественными ступенями роста ребенка и его индивидуальными особенностями; обучать наглядно, последовательно и непрерывно; преследовать всегда формальную или одновременно формальную и материальную цель обучения и т.д. Все правила этой группы подчинялись одной идее: учебно-воспитательная практика школы должна быть построена в соответствии с психологическими особенностями детского восприятия, спецификой психофизического развития детей. Наглядность связывалась с поэлементным развивающим обучением, в ходе которого в изучаемом предмете или явлении должны быть выделены понятные и близкие ребенку элементы, доступные его наблюдению или связанные с его прежними знаниями.
В духе новых данных психологии в этом разделе «Руководства» учителя предостерегались от формального следования таким дидактическим правилам, как «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Так, необязательно знакомить ученика со всей Европой прежде, чем он познакомится с Солнечной системой. Например, правило «от простого к сложному» рекомендовалось применять вместе с правилом «от более легкого к более трудному». В связи с этим указывалось, что конкретному мышлению ребенка доступнее чувственно сложное, нежели логически простое. Поэтому в обучении предпочтительнее идти не от простого в природе, а от простого в познавательном отношении: раньше чем приступать к изучению отдельных частей растений, частей его частей и т.д., надо рассмотреть его в целом. Представление о животном вообще доступнее, чем представление об отдельной породе животных, и т.д.
Касаясь формальной цели обучения – развития познавательных сил учащихся, Ф.А.В. Дистервег отмечал ее тесную связь и взаимодействие с материальной целью – усвоением содержания учебного материала. Но при этом он полагал, что формальная цель на начальной ступени обучения стоит выше материальной.
Дистервег Ф. Руководство к образованию немецких учителей.
Обучение может иметь двоякую тенденцию: или имеется в виду познакомить ученика с определённым учебным материалом, дать ему знания или навыки, которые стали бы его неотъемлемым достоянием, или посредством обучения желают развивать его силы. В первом случае преследуется материальная, во втором формальная цель. Часто и обычно стремятся к достижению обеих, потому что они друг друга не исключают. Напротив, с наибольшей энергией и упорством овладеет предметом ученик, умственные силы которого были наиболее интенсивно возбуждены благодаря способу изложения предмета или методу. Но всё-таки одна из этих целей остаётся более важной и высокой и должна быть поэтому преобладающей и господствующей.
Формальное обучение само по себе не имеет никакой реальности; всякое обучение происходит на каком-либо материале. Этот материал должен быть основательно изучен, а раз это делается, то обучение является формальным. Но в то же время оно, конечно, является и материальным именно потому, что предмет изучается, что, однако, означает больше, чем внешнее усвоение при помощи памяти. Знание предмета означает не его пассивное восприятие, а его самодеятельное усвоение.
Уже в этом положении заключается истина, что формальное образование даётся вместе с правильным изучением положительного материала, а не представляет собой нечто от него обособленное, но к этому правильному знанию должно присоединиться умение, т.е. навык в его употреблении и применении. В школе оно отчасти заключается в навыке устного изложения знаний, отчасти в применении знаний к всевозможным задачам. О безусловном разделении материальной и формальной точек зрения, таким образом, никогда не может быть и речи.