double arrow

Конспект лекции: Избирательные округа: понятие, виды, порядок образования


Образование избирательных округов - вторая стадия избирательного процесса после назначения выборов.

Избирательный округ - это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования избирательных округов лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Данный принцип соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, так как все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов. Территориальный принцип является наиболее демократичным.

Избирательные округа разделяются на виды по нескольким основаниям. По числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются одномандатные и многомандатные округа. Одномандатным является округ, в котором избирается одно лицо, многомандатным - несколько (два и более) лиц. Избирательные округа, образуемые при выборах депутатов представительных органов, в зависимости от разновидности территориального принципа разделяются на округа, образованные на основе единой нормы представительства, и административно-территориальные округа.




Единая норма представительства означает, что избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе государственной власти (местного самоуправления).

В основе образования админнстративно - территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное деление РФ. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с наполнением другого мандата количество избирателей, а избирательный корпус административно-территориальной единицы (муниципального образования). Административно - территориальные округа традиционно используются для образования в составе представительного органа «верхней» палаты - палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются прежде всего представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц).

Два этих принципа образования округов для выборов представительных органов могут сочетаться. Так, для выборов депутатов ГД по мажоритарной избирательной системе образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не менее одного избирательного округа на субъект РФ.



В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании пропорциональной избирательной системы образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты ГД, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего всю территорию РФ. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным образом по соответствующим округам избираются главы субъектов РФ, главы муниципальных образований.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» предусматривает образование только «чисто» территориальных округов и предъявляет к ним следующие требования:

1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15%. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства. Данное требование не применяется при выборах в федеральные органы власти, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ;



2) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий;

3) при соблюдении первых двух условий учитывается административно - территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению в таком округе не может превышать пяти. Данное требование установлено законодателем с целью исключить возможность того, что в избирательном бюллетене будет содержаться большое количество кандидатов и выбор избирателя между ними будет затруднен. Еще одним недостатком могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены» между многочисленными кандидатами и победитель в рамках системы относительного большинства будет избран очень малым количеством голосов. Организационная сторона образования избирательных округов регулируется следующим образом. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).

71. Конспект лекции: Права и обязанности кандидатов в депутаты

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных ФЗ «О выборах депутатов ГД», ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав…», иными федеральными законами. Кандидаты, не вправе использовать преимуществ своего должностного или служебного положения (работники СМИ и госслужащие). Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" в органах исполнительной власти, включая высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов предст.органов местного самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск СМИ (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через3 дня со дня регистрации.

Работодатель (начальник, руководитель) со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязан по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Кандидату-одномандатнику получившему по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, либо признанному избранным, зарегистрированному кандидату, снявшему свою кандидатуру до дня голосования по вынуждающим к тому обстоятельствам, возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов на городском, а также пригородном (не более тридцати поездок) и междугородном (не более четырех поездок) транспорте общего пользования в пределах территории соответствующего округа. Если такой кандидат проживает вне пределов округа, ему дополнительно возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов за 4 поездки на транспорте общего пользования либо за две поездки на авиационном транспорте в избирательный округ и обратно. В городах, где имеется несколько избирательных округов, такому кандидату, возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов на городском транспорте. Возмещение транспортных расходов осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией.

Кандидат - федерального списка, получившего по результатам голосования не менее 2 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному округу, либо отозванному политической партией, избирательным блоком по вынуждающим к тому обстоятельствам, а также кандидату, снявшему свою кандидатуру до дня голосования по вынуждающим к тому обстоятельствам, возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов за две поездки в пределах территории РФ на любом виде междугородного транспорта общего пользования. Зарегистрированному кандидату, включенному в региональную группу кандидатов такого федерального списка кандидатов, возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов на городском, а также пригородном (не более тридцати поездок) и междугородном (не более четырех поездок) транспорте общего пользования в пределах региона, в котором кандидат включен в региональную группу кандидатов. Если такой кандидат проживает вне пределов региона, ему дополнительно возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов за 4 поездки на транспорте общего пользования либо за две поездки на авиационном транспорте в регион и обратно. Возмещение транспортных расходов производится ЦИК РФ.

Зарегистрированным кандидатам, возмещаются транспортные расходы, произведенные со дня их регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. Транспортные расходы за пользование такси и заказными рейсами не возмещаются.

Зарегистрированный кандидат в течение срока, со дня регистрации до дня официального опубликования итогов, по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.

Зарегистрированный кандидат в течение срока регистрации кандидата без согласия Генерального прокурора РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия Генеральный прокурор РФ немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат, уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, имеют право получить в соответствующей окружной избирательной комиссии список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.

Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до 20 доверенных лиц, а политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, - до 500 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются соответственно окружной избирательной комиссией или ЦИК РФ. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение 3 дней со дня поступления письменного заявления кандидата либо представления политической партии, избирательного блока о назначении доверенных лиц и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Кандидаты, политические партии, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить взамен других доверенных лиц.

Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе в любое время, но не позднее чем за 3 дня до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за 1 день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую окружную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву.

Кандидат, состоящий в федеральном списке кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за 1 день до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного федерального списка кандидатов, подав письменное заявление в ЦИК РФ. Указанное заявление не подлежит отзыву.

Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, вправе в любое время, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования отозвать федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа соответствующих политической партии, избирательного блока, подав письменное заявление в ЦИК РФ. Указанное заявление не подлежит отзыву.

Политическая партия, входящая в избирательный блок, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе данного избирательного блока по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в ЦИК РФ (или в те же сроки только исключить некоторых кандидатов). Политическая партия, отказавшаяся от дальнейшего участия в выборах в составе избирательного блока, вправе войти в другой избирательный блок, а также участвовать в выборах самостоятельно в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Отказ избирательного блока от участия в выборах не лишает входившие в него политические партии права на участие в этих выборах, для чего необходимо повторное выдвижение кандидатов и осуществление иных избирательных действий в порядке и сроки, предусмотренные ФЗ.

Не допускается дополнительное включение в список лиц, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов.

Если кандидат, партия, блок снял (отозвали) свою кандидатуру без вынуждающих к тому обстоятельств, либо регистрация кандидата была отменена судом, то все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, взыскиваются с этих кандидата, партии, блока. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата снять свою кандидатуру понимаются признание кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата или его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими партию, блок отозвать федеральный список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам либо в связи со смертью или с признанием умершими кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части федерального списка кандидатов, и (или) выбытие более чем 25 процентов кандидатов из федерального списка кандидатов.

72. Конспект лекции: Порядок регистрации списка кандидатов и отдельных кандидатов на выборах депутатов ГД

Для регистрации кандидата (списка кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию представляются:

1) письменное заявление кандидата о самовыдвижении или представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений (блоков), выдвинувших кандидатов (списки кандидатов);

2) заявление кандидата (кандидатов) о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу;

3) необходимое количество подписей избирателей.

Избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов, а также соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, и в течение не более 10 дней при проведении выборов в федеральные органы и не более 5 дней при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления принимает решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации.

Кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе, за исключением случая, когда кандидат выдвинут избирательным объединением (блоком) на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов (при использовании смешанной избирательной системы).

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» регламентирует выбытие кандидатов в процессе избирательной кампании. Закон устанавливает следующие правила:

1) кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования;

2) избирательное объединение (блок) вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;

3) избирательное объединение (блок) вправе исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов. Такое исключение может быть произведено до регистрации списка кандидатов либо после его регистрации, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования. При этом общее число кандидатов, исключенных из списка, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов, при этом исключению не подлежат первые три кандидата в этом списке. Данная норма направлена на то, чтобы не допустить такого изменения списка кандидатов, когда большинство лиц, в поддержку которых избиратели ставили свои подписи, выбыли бы из списка;

4) не допускается включение в список лиц, ранее в нем не состоявших, а также перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»содержит нормы, направленные на обеспечение принципа альтернативности выборов. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему (например, в одномандатном округе - один кандидат), либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. ФЗ допускает, что законом субъекта РФ в данном случае может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления (только на данной категории выборов), при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

Статус зарегистрированных кандидатов. В результате регистрации кандидаты приобретают статус зарегистрированных кандидатов. Все зарегистрированные кандидаты в рамках одного избирательного процесса обладают равными правами и несут равные обязанности. Статус зарегистрированного кандидата прекращается с момента официального объявления избирательной комиссией результатов выборов в СМИ.

На обеспечение возможности проводить избирательную кампании направлена система гарантий деятельности зарегистрированных кандидатов:

1) администрация организации, где работает зарегистрированный кандидат со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов обязана освободить его от работы в любой день и на любое время в течение этого срока;

2) зарегистрированный кандидат не может быть уволен либо без его согласия переведен на другую работу;

3) время участия в выборах засчитывается в общий трудовой стаж;

4) зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

5) зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение (блок) вправе назначить доверенных лиц, которые после выдачи им соответствующей избирательной комиссией удостоверений осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов).







Сейчас читают про: