На рубеже 50-60 г.г. ХIХ века в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881 гг.) – известный хирург, педагог. Его статья «Вопросы жизни», главным содержанием которой была пропаганда идеи общечеловеческого воспитания, обратила внимание современников, вызвав дискуссию. Взяв за основу идею Ж.Ж. Руссо о необходимости, прежде всего, воспитать человека, Пирогов выступал против ранней специализации в обучении детей. Он усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором.
1858 г. – статья «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?». В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый вред его нравственности, приучающее к повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяются объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. В 1859 г. Будучи попечителем Киевского учебного округа, он издал циркуляр «основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором по-прежнему осуждая применение розг как средства дисциплинарного воздействия, уже допускал в исключительных случаях применение наказаний физических. В результате дискуссий, возникших по поводу этих статей, в 1864 г. Телесные наказания были отменены.
|
|
По мнению Пирогова, идея общечеловеческого воспитания может быть реализована в результате коренной реорганизации всей системы образования, на основе отмены принципа сословности в ее построении. Вся система образования должна быть единой. База – двухлетняя начальная школа, после нее классическая или реальная прогимназия со сроком обучения 5 лет или реальная гимназия со сроком обучения 3 года. Завершающая ступень образования – университет (поступают выпускники классических гимназий), либо высшее специальное учебное заведение (поступают выпускники классических и реальных гимназий). Следует отметить, что Пирогов был сторонником классического образования. Главное действующее лицо в образовательной системе – новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка.
|
|
Педагогическая деятельность Пирогова не была оценена современниками. Вызвав раздражение консерваторов своими предположениями о введении в практику гимназий внеклассных литературных бесед с учителем, взаимопосещений учителями уроков, об открытии школ для взрослых в 1861 г. Он был освобожден от должности попечителя, в 1866 отстранен от педагогической работы.
Деятельность Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) и Николая Александровича Добролюбова (1836-1861) составила целую эпоху в истории русского освободительного движения.
Мировоззрение Н. Г. Чернышевского формировалось под влиянием идей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии, особенно Л. Фейербаха. Но Чернышевский в отличие от Фейербаха стремился переработать диалектику Гегеля в материалистическом духе.
Чернышевский и Добролюбов считали единственно разумным и справедливым социалистический строй, который обеспечивает избавление трудящихся от угнетения и невежества. Но они полагали, как и Герцен, что Россия придет к социализму через крестьянскую общину.
Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа, прежде всего, сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности. Становление гражданственности как качества личности определяется как усилиями педагогов, родителей, так и условиями в обществе - особенностями государственного устройства, уровнем политической, нравственной культуры общества.
В российской педагогике цели гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и др.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры.
Патриотическое воспитание. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса.
Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Задача воспитания, по мнению Н.Г. Чернышевского, состоит в формировании нового человека – истинного патриота, близкого народу и знающего его нужды и чаяния, человека-борца за воплощение революционной идеи. Н.Г. Чернышевский знал проблемы школы не понаслышке, с 1851 по 1853 г. он был преподавателем Саратовской гимназии.
Как и для Н.А. Добролюбова, для Н.Г. Чернышевского важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела. Отсюда – необходимость разумных и справедливых требований в воспитании. Следуя педагогическим традициям Западной Европы, Н.Г. Чернышевский особое значение придавал умственному образованию, в котором он видел средство борьбы против социальной несправедливости. В работах Н.Г. Чернышевского рассматривались проблемы необходимости всестороннего и гармоничного развития личности, роли наследственности и среды в формировании человека, тесной связи образования и политики. Образование нового человека призвано вооружить его разносторонними знаниями о природе и обществе. Реализовать такой тип образования может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современные иностранные языки, математику, географию, естествознание, физику. Опираясь на полученные знания, учащиеся на основе выработанных четких и ясных представлений о явлениях природы и общественной жизни смогут самостоятельно бороться с различными суевериями и предрассудками. Новое обучение должно быть поставлено, по Н.Г. Чернышевскому, таким образом, чтобы каждое положение науки доказывалось при помощи фактов и примеров, каждый вывод формулировался бы после предварительного анализа различных суждений.
|
|
Как и Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский полагал, что в единой общеобразовательной школе должно быть установлено равноправие ученика и учителя. Деятельность учителя имеет социальное значение, так она и должна восприниматься и обществом, и теми, кто выбрал эту деятельность для себя. Учителю недостаточно, по мнению Н.Г. Чернышевского, иметь благородные чувства и высокие устремления; он еще должен находиться на уровне современной науки, не довольствоваться личными наблюдениями и бессистемным чтением каких-то статей без определенной цели.
Учителем не может и не должен быть человек, не любящий и не знающий ребенка, не видящий в нем личности, не умеющий или не желающий изучать ребенка. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые стимулируют развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся. Речь учителя, одно из важнейших средств воспитания, должна быть простой, понятной детям, однако не упрощенной.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, справедливо полагая, что любая книга, предназначенная для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие. Поэтому, как отмечал Н.А. Добролюбов, истинно полезными детскими книгами являются лишь те, которые рассматривают человека в целом, дают пищу мышлению, будят любознательность и обязательно укрепляют в нем нравственное чувство.
|
|
Нужно отметить, что важное место в социально-педагогических идеях Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова занимала проблема женского воспитания и образования. Хотя Россия дала мировой педагогической практике один из первых образцов организации женского образования – Смольный институт, однако организация женского образования в целом во второй половине XIX в. по-прежнему оставалась частным делом.