Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова)

На рубеже 50-60 г.г. ХIХ века в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881 гг.) – известный хирург, педагог. Его статья «Вопросы жизни», главным содержанием которой была пропаганда идеи общечеловеческого воспитания, обратила внимание современников, вызвав дискуссию. Взяв за основу идею Ж.Ж. Руссо о необходимости, прежде всего, воспитать человека, Пирогов выступал против ранней специализации в обучении детей. Он усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором.

1858 г. – статья «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?». В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый вред его нравственности, приучающее к повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяются объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. В 1859 г. Будучи попечителем Киевского учебного округа, он издал циркуляр «основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором по-прежнему осуждая применение розг как средства дисциплинарного воздействия, уже допускал в исключительных случаях применение наказаний физических. В результате дискуссий, возникших по поводу этих статей, в 1864 г. Телесные наказания были отменены.

По мнению Пирогова, идея общечеловеческого воспитания может быть реализована в результате коренной реорганизации всей системы образования, на основе отмены принципа сословности в ее построении. Вся система образования должна быть единой. База – двухлетняя начальная школа, после нее классическая или реальная прогимназия со сроком обучения 5 лет или реальная гимназия со сроком обучения 3 года. Завершающая ступень образования – университет (поступают выпускники классических гимназий), либо высшее специальное учебное заведение (поступают выпускники классических и реальных гимназий). Следует отметить, что Пирогов был сторонником классического образования. Главное действующее лицо в образовательной системе – новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка.

Педагогическая деятельность Пирогова не была оценена современниками. Вызвав раздражение консерваторов своими предположениями о введении в практику гимназий внеклассных литературных бесед с учителем, взаимопосещений учителями уроков, об открытии школ для взрослых в 1861 г. Он был освобожден от должности попечителя, в 1866 отстранен от педагогической работы.

Деятельность Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) и Николая Александровича Добролюбова (1836-1861) составила целую эпоху в истории русского освободительного движения.

Мировоззрение Н. Г. Чернышевского формировалось под влиянием идей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, а также немецкой классической философии, особенно Л. Фейербаха. Но Чернышевский в отличие от Фейербаха стремился переработать диалектику Гегеля в материалистическом духе.

Чернышевский и Добролюбов считали единственно разумным и справедливым социалистический строй, который обеспечивает избавление трудящихся от угнетения и невежества. Но они полагали, как и Герцен, что Россия придет к социализму через крестьянскую общину.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа, прежде всего, сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности. Становление гражданственности как качества личности определяется как усилиями педагогов, родителей, так и условиями в обществе - особенностями государственного устройства, уровнем политической, нравственной культуры общества.

В российской педагогике цели гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и др.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры.

Патриотическое воспитание. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов. Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса.

Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Задача воспитания, по мнению Н.Г. Чернышевского, состоит в формировании нового человека – истинного пат­риота, близкого народу и знающего его нужды и чаяния, че­ловека-борца за воплощение революционной идеи. Н.Г. Чер­нышевский знал проблемы школы не понаслышке, с 1851 по 1853 г. он был преподавателем Саратовской гимназии.

Как и для Н.А. Добролюбова, для Н.Г. Чернышевского важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела. Отсюда – необходимость разумных и справедливых тре­бований в воспитании. Следуя педагогическим традициям Западной Европы, Н.Г. Чернышевский особое значение при­давал умственному образованию, в котором он видел сред­ство борьбы против социальной несправедливости. В работах Н.Г. Чернышевского рассматривались проблемы необходи­мости всестороннего и гармоничного развития личности, роли наследственности и среды в формировании человека, тесной связи образования и политики. Образование нового человека призвано вооружить его разносторонними знания­ми о природе и обществе. Реализовать такой тип образования может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современ­ные иностранные языки, математику, географию, естествоз­нание, физику. Опираясь на полученные знания, учащиеся на основе выработанных четких и ясных представлений о явлениях природы и общественной жизни смогут самостоя­тельно бороться с различными суевериями и предрассудка­ми. Новое обучение должно быть поставлено, по Н.Г. Черны­шевскому, таким образом, чтобы каждое положение науки доказывалось при помощи фактов и примеров, каждый вы­вод формулировался бы после предварительного анализа раз­личных суждений.

Как и Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский полагал, что в единой общеобразовательной школе должно быть установ­лено равноправие ученика и учителя. Деятельность учителя имеет социальное значение, так она и должна восприни­маться и обществом, и теми, кто выбрал эту деятельность для себя. Учителю недостаточно, по мнению Н.Г. Чернышев­ского, иметь благородные чувства и высокие устремления; он еще должен находиться на уровне современной науки, не довольствоваться личными наблюдениями и бессистемным чтением каких-то статей без определенной цели.

Учителем не может и не должен быть человек, не любя­щий и не знающий ребенка, не видящий в нем личности, не умеющий или не желающий изучать ребенка. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые сти­мулируют развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся. Речь учителя, одно из важнейших средств воспи­тания, должна быть простой, понятной детям, однако не упрощенной.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский много внимания уделяли проблеме детской книги, справедливо полагая, что любая книга, предназначенная для чтения детьми, должна оказывать положительное воспитывающее воздействие. По­этому, как отмечал Н.А. Добролюбов, истинно полезными детскими книгами являются лишь те, которые рассматрива­ют человека в целом, дают пищу мышлению, будят любоз­нательность и обязательно укрепляют в нем нравственное чувство.

Нужно отметить, что важное место в социально-педаго­гических идеях Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова за­нимала проблема женского воспитания и образования. Хотя Россия дала мировой педагогической практике один из пер­вых образцов организации женского образования – Смоль­ный институт, однако организация женского образования в целом во второй половине XIX в. по-прежнему оставалась частным делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: