Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению

Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК РБ, и иными актами таможенного законодательства. Понятие «законодательство» употребляется в данном случае в широком смысле и включает в себя не только законы, но и многочисленные подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти, и прежде всего ГТК РБ. В процессе проведения таможенного оформления осуществляется таможенный контроль.

Как отмечалось выше, все действия, связанные с процессом таможенного оформления, осуществляются в строго определенном порядке, который зависит, прежде всего, от условий осуществления ВЭД. Следует отметить, что сами же условия осуществления ВЭД находятся вне предмета регулирования ТК, поскольку устанавливаются или отменяются, прежде всего, нормативными актами Президента РБ, законами, решениями Правительства РБ.

В этой связи, что касается ТК РБ, то он представляет как бы административный инструмент, содержащий совокупность правил, которые призваны обеспечить соблюдение указанных условий непосредственно при перемещении товаров через таможенную границу.

Поскольку обеспечение указанных мер возложено непосредственно на таможенные органы, ГТК РБ для реализации данной функции наделен правом детализировать некоторые правовые аспекты, связанные с порядком проведения таможенного оформления на ведомственном уровне, в зависимости от категории товаров и др.

Таможенное оформление производится таможенным органом, в зоне оперативной деятельности которого находятся товары, если иное не установлено ГТК РБ (п.2 ст. 65 ТК).

Зона оперативной деятельности таможенного органа – закрепленная за таможней территория, в пространственных пределах которой таможней осуществляется таможенное оформление и таможенный контроль (подпункт 1.6 п. 1 ст. 8 ТК).

Можно выделить следующие принципы таможенного оформления:

ü таможенное оформление производят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на производство таможенного оформления в соответствии со своими должностными обязанностями (п. 3 ст. 65 ТК).

ü требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями законодательства и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Новый ТК в п. 4 ст.65 ТК отдельно выделяет положение относительно требований, которые таможенные органы вправе предъявлять при производстве таможенного оформления. Такие требования должны быть обоснованными, предусмотренными ТК, иными актами таможенного законодательства и необходимыми для соблюдения таможенного законодательства. Других требований быть не должно. Фактически этот же принцип нашел свое законодательное закрепление и п. 2 ст. 49 ТК, в котором прямо указано, что «При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами таможенного законодательства».

Так, например, при таможенном оформлении продуктов животного происхождения (мяса, мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов и др.), помимо иных документов, необходимых для таможенных целей, таможенные органы вправе требовать предъявление ветеринарных сертификатов и ветеринарных свидетельств, выдаваемые уполномоченными контрольными органами.

ü Порядок и технология производства таможенного оформления устанавливается в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категории лиц, перемещающих товары (п. 5 ст. 65 ТК)

ü Таможенные операции равно применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и страны назначения товаров, если иное не установлено законодательством.

ü Для целей таможенного оформления товары должны быть предъявлены таможенному органу путем их размещения в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом, которым будет производиться таможенное оформление, за исключениями, установленными положениями ТК или иными актами законодательства (п.7 ст. 65 ТК). Понятие «Зона таможенного контроля» раскрывалось в содержании другой лекции.

- Начало и завершение таможенного оформления (ст. 66 ТК)

Как ранее отмечалось, таможенное оформление представляет собой целый комплекс разнообразных взаимообусловленных действий в отношении товаров, совершаемых как лицами, так и таможенными органами. В указанной статье законодатель обозначает лишь только те действия, с совершением которых начинается и заканчивается юридическая процедура таможенного оформления при ввозе товаров на таможенную территорию и при их вывозе с этой территории.

Действующее законодательство в п. 1ст. 66 ТК закрепляет фактически 4 варианта условий, с которыми связывается начало таможенного оформления. В анализируемой статье определено, что таможенное оформление начинается с момента принятия таможенным органом документов и сведений, необходимых для:

- помещени я товаров под заявленный таможенный режим или под таможенную процедур у,

- или завершени я таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока,

- либо для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории,

- а в случаях, предусмотренных ТК или актами Президента РБ – с момента совершения лицом иных действий, свидетельствующих о представлении товаров к таможенному оформлению.

Аналогичным путем регламентируется и вопрос завершения таможенного оформления. Так, согласно п. 2 ст. 66 ТК, существует 4 момента завершения таможенного оформления:

- при помещении товаров под таможенный режимвыдача таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим либо отказ в выдаче такого свидетельства;

- при помещении товаров под таможенную процедурувыдача таможенным органом разрешения на использование товаров в соответствии с таможенной процедурой либо отказ в выдаче такого разрешения;

- при завершении таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, - выдача таможенным органом таможенного документа, свидетельствующего о завершении таможенной процедуры либо отказ в выдаче такого таможенного документа, либо оформление завершения таможенной процедуры в соответствии с положениями ТК;

- при убытии товаров с таможенной территории – выдача таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории либо отказ в выдаче такого разрешения.

Таможенная процедура – совокупность положений, определяющих для таможенных целей специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров, ввезенных на таможенную территорию или вывозимых за ее пределы без их таможенного декларирования и помещения под таможенный режим (подпункт 1.29 п. 1 ст. 8 ТК).

- Срок производства таможенного оформления (ст. 67 ТК)

Как определено в рассматриваемой норме, таможенное оформление должно быть завершено не позднее рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления, если иное не установлено законодательством. В этот же период включается и срок проведения таможенного контроля, т.е. законодатель как бы объединяет сроки таможенного оформления и таможенного контроля, что, очевидно, сделано прежде всего в интересах участника ВЭД.

Законодатель в рассматриваемой норме не устанавливает оснований для продления срока таможенного оформления. В то же время отмечает, что если продляется срок проведения таможенного контроля в соответствии с пунктом 2 ст. 277 ТК (при наличии достаточных оснований полагать, что такое продление может привести к выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства), то таможенное оформление должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока продления операций таможенного контроля.

- Место и время проведения таможенного оформления (ст. 68 ТК)

Таможенное оформление тесно связано с местом его проведения. ТК устанавливает, что по общему правилу таможенное оформление производится в специально отведенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа (пункты таможенного оформления), в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа.

Пункт таможенного оформления – официально установленное место (с комплексом зданий (сооружений) и прилегающих к ним территорий) постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, их структурных подразделений, предназначенное для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления (подпункт 1.25 п.1 ст. 8 ТК).

Кроме указанных общих положений, ТК предусматривает ряд исключений, определяя иные места производства таможенного оформления. Такие исключения зависят как от волеизъявления лиц, так и от разрешения таможенных органов. Принятие решения о производстве таможенного оформления в иных местах и вне времени работы таможенного органа находится в компетенции начальника территориального таможенного органа.

В частности, как следует из содержания п. 2 ст. 68 ТК, по мотивированному обращению декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться с письменного разрешения таможенного органа вне пунктов таможенного оформления и (или) вне времени работы таможенных органов в таких пунктах.

Все расходы, связанные с изменением места и времени таможенного оформления, оплачиваются за счет заинтересованного лица.

В соответствии с п. 3 ст. 68 ТК в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства ГТК вправе устанавливать определенные пункты таможенного оформления (за исключением пунктов ввоза и вывоза), уполномоченные на осуществление процедур и формальностей при наличии определенных обстоятельств. В частности,

Ø при необходимости применения специализированного оборудования

- и (или) специальных знаний для таможенного оформления отдельных видов товаров (культурных ценностей, животных и растений, относящихся к видам, охраняемых в соответствии с международными договорами РБ или включёнными в Красную книгу РБ, их частей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных веществ, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и др.),

Ø особенностей вида транспортных средств,

Ø а также в случае перемещения отдельных видов товаров (так называемой «группы риска»), в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РБ либо установлены в соответствии с законодательством ограничения к их перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе.

- Документы и сведения, необходимые для таможенногооформления (ст. 69 ТК)

В анализируемой статье законодатель устанавливает общие требования, которые предъявляются к представляемым таможенным органам документам и сведениям, необходимым для выполнения процедуры таможенного оформления.

Как определено в п. 1 ст. 69 ТК, при производстве таможенного оформления участники ВЭД обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Одновременно законодатель прямо указывает, что таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и представление которых предусмотрено таможенным законодательством.

Предметный интерес для участников ВЭД представляет содержания п. 2 ст. 68 ТК, из которого следует, что перечни документов, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, с учетом категорий лиц, перемещающих товары, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов и таможенных процедур или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу, устанавливаются Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ.

Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, а так же формы таможенных документов, устанавливаются ГТК, если иное не предусмотрено ТК и иными правовыми актами.

Таможенные органы принимают документы, необходимые для таможенного оформления, составленные на белорусском, русском и (или) иностранном языках, в случаях, установленных ГТК. Документы, составленные на иностранном языке, представляются таможенному органу с письменным переводом их на белорусский или русский язык.

В этой части необходимо указать, что документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства только после их надлежащего удостоверения, если иное не предусмотрено международно-правовыми договорами и соглашениями. Данное положение впервые закреплено в п. 4 ст. 69 ТК, из которого следует, что в целях ускорения производства таможенного оформления РБ может заключать с иностранными государствами международные договоры о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей.

Участники ВЭД имеют право необходимые для таможенного оформления документы представлять в виде оригиналов либо копий, заверенных нотариально или органом, их выдавшим, либо заверенных декларантом или лицом, их представившим или получившим, если иное не установлено законодательством. Таможенные и иные документы могут быть представлены в виде электронных документов в соответствии с условиями, установленными ТК.

Непосредственно процедура таможенного оформления производится на белорусском или русском языках, если иное не установлено законодательством или международными договорами РБ (ст. 71 ТК).

При проведении процедуры таможенного оформления вправе присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров (заинтересованные лица), или их представители (ст. 70 ТК). По требованию таможенного органа указанные лица обязаны присутствовать при таможенном оформлении. Такое требование может возникнуть, например, при производстве таможенного досмотра товаров или транспортных средств.

К лицам, обладающим полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, относятся декларанты и перевозчики. Этими полномочиями обладают также лица, являющиеся в период производства таможенного оформления собственниками либо владельцами товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе перевозчиками, а также покупателями (стороной по внешнеторговому договору купли-продажи) либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий по их таможенному оформлению от собственного имени (например, получателями или отправителями товаров).

По просьбе указанных лиц должностные лица таможенных органов должны предоставлять им возможность находиться в местах производства таможенного оформления, чтобы непосредственно наблюдать за его ходом. В некоторых случаях закон обязывает указанных лиц не только присутствовать при таможенном оформлении, но и оказывать содействие таможенным органам на этом этапе (например, при взятии проб или образцов товаров, в том числе при осуществлении грузовых или иных необходимых операций с товарами).

- Таможенное оформление и контроль других государственных органов (ст.72 ТК)

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, фитосанитарного (в отношении продукции растительного происхождения), ветеринарного (в отношении живых животных, продуктов и сырья животного происхождения), экологического, государственного пограничного контроля и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию или их вывоза с таможенной территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с действующим законодательством.

Данный подход обусловлен тем, что для принятия решения о допуске на национальную территорию иностранных товаров или возможности их ввоза требуется проведение соответствующих видов государственного контроля.

Так, таможенные органы, осуществляя защиту здоровья населения, при производстве таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий проводят проверку наличия у товарных партий, ввезенных на таможенную территорию республики, необходимых документов, подтверждающих безопасность для здоровья человека.

- Первоочередной порядок таможенного оформления (ст. 73)

Норма устанавливает особый порядок таможенного оформления (приоритетный порядок) при ввозе или вывозе с таможенной территории РБ товаров, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных веществ, международных почтовых отправлений, сообщений и других материалов СМИ и иных товаров в случаях, установленных в нормативном порядке. Таможенное оформление товаров подобной категории производится в первоочередном порядке. По ранее действующему законодательству эта процедура называлась упрощенным порядком таможенного оформления.

3. Таможенное декларирование товаров (глава 10 ТК)

- Общие положения о таможенном декларировании товаров

В главе 10 ТК закреплены процедуры и формальности, связанные с таможенным оформлением при осуществлении процедуры декларирования товаров. Детально излагаются нормы, которые регулируют вопросы, связанные с формой декларирования товаров.

Впервые на законодательном уровне в п. 1 ст. 74 ТК дано определение понятия таможенного декларирования товаров – это «представление таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента РБ».

На теоретическом уровне под декларированием в таможенном законодательстве понимается способ заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для производства основного таможенного оформления и проведения таможенного контроля.

Таможенное декларирование товаров может производиться:

-в письменной;

-устной;

-электронной форме.

Как правило, декларирование производится в следующих основных случаях:

· при помещении товаров под таможенный режим (при изменении таможенного режима);

· в иных случаях, установленных законами и (или) актами Президента РБ.

Иными словами, декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу, а также товаров, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется (в том числе и при отсутствии факта перемещения товаров через таможенную границу), либо иных товаров, которые подлежат декларированию.

Таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным агентом (представителем) по поручению декларанта.

Результаты декларирования могут быть использованы должностными лицами таможенных органов в различных целях:

- правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил);

- налоговых;

-для административного регулирования ВЭД (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.);

-организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.);

- ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т.д.

Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования. В первичных таможенно-тарифных отношениях, возникающих непосредственно в связи с перемещением товаров через таможенную границу, момент возникновения налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов связывается с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.

Характеризуя принцип таможенного декларирования, следует особо отметить, что таможенное законодательство связывает возникновение обязательства уплаты таможенных пошлин и налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в которой, как правило, содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет предусмотренную законодательством ответственность.

Например, недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РБ, является административным таможенным правонарушением.

Так, подача уведомления о пересечении таможенной границы не может привести к появлению налогового обязательства, поскольку у товарораспределителя сохраняется право отозвать такое уведомление (заявление) с вытекающими из этого последствиями (отказ от таможенного досмотра и вывоз товаров за пределы таможенной территории).. Это право остается у него вплоть до момента принятия таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.

- Таможенная декларация

Как выше отмечалось, декларирование – это способ заявления сведений о товарах, их таможенном режиме и иных сведений, необходимых для таможенных целей, в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации и передачи таможенному органу.

Таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим, либо сведения, необходимые для иных целей, установленных законодательными актами (подпункт 1.28 п.1 ст. 8 ТК).

Форма и порядок декларирования определяются ГТК. Основными формами декларирования являются:

- устная (может иметь место в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами);

- письменная (основная форма декларирования);

- электронная передача данных (широко практикуется в современных таможенных правоотношениях других стран и имеет очевидную позитивную перспективу);

-совершение конклюдентных действий (система «зеленых коридоров» в международных аэропортах, когда пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу(вывозу) товаров.

Как правило, устное декларирование допускается при таможенном оформлении ручной клади и личного багажа пассажиров. По требованию должностного лица таможенного органа любые товары должны быть задекларированы в письменной форме.

Нормативными актами ГТК определены товарные позиции, относящиеся к категории личного имущества, подлежащие обязательному письменному декларированию. Например, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу (валюта и валютные ценности), подлежащие обложению таможенными платежами (кроме сборов за таможенное оформление), транспортные средства, а также их составные части и др.

Также в нормативном порядке определены товарные позиции из категории личного имущества, в отношении которых допускается устное декларирование.

В практической деятельности таможенных органов в основном используется письменная форма декларирования путем заполнения специального документа под названием «Таможенная декларация», законодательное определение которой дано выше.

Таможенная декларация должна быть представлена таможенному органу, которым должно производиться таможенное оформление товаров, до истечения срока временного хранения, который установлен в ст. 125 ТК «Сроки временного хранения» и составляет 60 календарных дней. Таможенная процедура временного хранения, ее содержание и другие признаки будут более подробно рассмотрены в пределах отдельной темы (глава 16 ТК).

Как отмечено в ч. 3 ст. 75 ТК, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для:

- исчисления и взимания таможенных платежей,

- формирования таможенной статистики

- и применения таможенного законодательства.

В п. 4 ст. 75 прописан перечень основных сведений, которые могут быть указаны в таможенной декларации, в том числе в кодированном виде:

- заявленный таможенный режим;

- сведения о декларанте, таможенном агенте (представителе), если таможенное оформление производится таможенным агентом (представителем), об отправителе и о получателе товаров;

- сведения о транспортных средствах, используемых для международной или внутриреспубликанской перевозки декларируемых товаров;

- сведения о таможенных режимах и (или) таможенных процедурах, под которые товары были ранее помещены;

- сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок, количество в килограммах и других единицах измерения, статистическая стоимость, таможенная стоимость);

- сведения об исчислении и уплате таможенных платежей;

- сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

- сведения о разрешениях и (или) лицензиях уполномоченных государственных органов на ввоз и (ил) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу;

- сведения о производителе товаров;

- сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявленный таможенный режим;

- сведения о прилагаемых к таможенной декларации документах;

- сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

- место и дата составления таможенной декларации.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации с учетом целей таможенного декларирования товаров, категорий лиц, перемещающих товары, видов товаров, целей их использования, требования таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу, устанавливаются Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ (п.5 ст. 75 ТК).

После заполнения всех необходимых реквизитов таможенная декларация удостоверяется ее составителем путем проставления печати (если составитель в соответствии с требованиями законодательства обязан иметь печать) и подписывается этим лицом или его уполномоченным.

Форма письменной декларации, порядок ее заполнения определяются ГТК с учетом категорий лиц, указанных в ст. 150 ТК (резиденты РБ, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории, таможенный агенты (представители), видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

В качестве исключения законодатель указывает, что в случаях и порядке, определяемых ГТК, в качестве таможенной декларации могут использоваться коммерческие документы и иные документы, содержащие сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим.

В определенных ГТК РБ случаях наряду с представлением письменной таможенной декларации содержащиеся в ней сведения представляются таможенному органу и в электронном виде (п. 8 ст. 76 ТК). Однако таможенная декларация может быть представлена только в виде электронного документа в соответствии с законодательством.

В настоящее время в соответствии с нормативными актами ГТК применяются следующие формы таможенных деклараций:

1. Пассажирская таможенная декларация – предназначена для декларирования в письменной форме сведений о перемещаемых чрез таможенную границу РБ физическими лицами товарах, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, а также для использования в качестве разрешительного документа таможенных органов, отражающего результаты таможенного оформления.

Документ «Пассажирская таможенная декларация» состоит из основного листа и соответствующего числа дополнительных листов, число которых определяется количеством наименований товаров. Положение о таможенном документе «Пассажирская таможенная декларация» утверждено приказом ГТК от 24. 05.99 г. № 216-ОД. Этим же положением определяются и сведения, необходимые для указания в декларации формы ТД-4. ТД-4 – таможенная декларация, предназначенная для декларирования личного имущества, перемещаемого через таможенную границу РБ физическими лицами (утв. приказом ГТК от 16.06.97 г. № 192-ОД).

2. Основным документом, используемом для декларирования товаров в торговом обороте, является грузовая таможенная декларация (ГТД), которая заполняется на каждую партию товаров, подлежащих таможенному оформлению. Принятая в РБ форма ГТД совпадает с формой таможенной декларации – единым административным документом, применяемым в Европейском союзе, и содержит около 60 граф, в которых указываются: наименование товаров и количество грузовых мест, таможенная стоимость товара, сведения о получателе, стране отправления, назначения и происхождения товара, характер сделки, финансовые и банковские сведения, суммы таможенных платежей и др.

Положение о документе «Грузовая таможенная декларация» и Инструкция о порядке заполнения ГТД для целей таможенного декларирования товаров утверждены приказом ГТК от 09.07. 98 г. № 246-ОД с последующими изменениями и дополнениями.

ГТД состоит из основного формуляра формы ТД-1, который при наличии в партии более одного наименования дополняется формулярами ТД-2 либо ТД-3.

Формуляр формы ТД-3 предназначен для декларирования товаров, ввозимых в РБ физическими лицами с целью отчуждения, а также в порядке осуществления любых форм предпринимательской, коммерческой, производственной, культурно-просветительской и гуманитарной деятельности в пассажирских транспортных средствах (транспортные средства, конструктивно предназначенные для перевозки пассажиров и их ручной клади: пассажирские автобусы, пассажирские поезда, легковые автомобили и т.д.). Применение формуляра формы ТД-3 определено приказом ГТК от 16.06.97 г. № 193-ОД.

Таможенная декларация формы ГТД подразделяется еще на ряд видов (экспортная, импортная, декларация-обязательство, декларация свободной таможенной зоны, декларация «паспорт сделки», статистическая декларация и др.).

- Представление документов при таможенном декларировании товаров (ст. 79 ТК)

Одновременно с подачей таможенной декларации в таможенный орган представляются документы, подтверждающие заявленные в ней сведения. Перечень основных документов содержится в п. 2 ст. 79 ТК:

-договоры международной купли-продажи или иные договоры, заключенные при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок – иные документы, отражающие содержание таких сделок;

- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

- транспортные (перевозочные) документы;

- разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу по основаниям экономического и неэкономического характера;

- документы, удостоверяющие соответствие товаров требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации (в отношении товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия);

- документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК (п.1 ст. 23 ТК- если стране происхождения товаров РБ предоставляет тарифные преференции либо при обнаружении признаков недостоверности сведений о стране происхождения товаров);

- документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;

- документы, подтверждающие сведения о декларанте.

В отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы, содержание которых предусматривает льготы по уплате таможенных платежей, на декларанта возлагается обязанность представить соответствующие документы, подтверждающие заявленные льготы. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный метод оценки таможенной стоимости (п. 4 ст. 79 ТК).

-Принятие таможенной декларации (ст. 80 ТК)

Принятие таможенной декларации – это отдельная таможенная операция, которая осуществляется до начала проверки сведений, заявленных в соответствующей декларации. В рассматриваемой статье законодателем определено, что факт представления таможенной декларации и необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом.

Если лицо, подавшее таможенную декларацию, пожелает получить подтверждение этого факта, таможенный орган выдает письменное подтверждение (в том числе в электронном виде) о получении таможенной декларации и необходимых документов (п.1 ст. 80 ТК).

По общему правилу, представленная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения. Однако в ТК устанавливается, что таможенный орган может отказать в принятии таможенной декларации только в строго определенных случаях:

- таможенная декларация представляется неправомочным лицом;

-таможенная декларация представлена таможенному органу, не правомочному принимать таможенные декларации;

- в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные ст. 75 ТК;

- таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

- при представлении таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления;

- в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с положениями ТК должны совершаться до представления или одновременно с представлением таможенной декларации.

В рассматриваемой статье закреплена весьма важная норма, согласно которой факт неуплаты таможенных платежей на момент представления таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.

Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей непредставленной (п.4 ст. 80 ТК). При этом о причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган должен уведомить (по запросу лица – в том числе и в письменной форме) лицо, подавшее декларацию, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления таможенной декларации.

Принятая таможенная декларация регистрируется в соответствующих учетных документах и с момента ее принятия она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

- Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации (ст. 81 ТК)

Как отмечалось выше, в соответствии с положениями ст. 80 ТК с момента принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Вместе с тем учитывая, что декларирование является достаточно сложной операцией, требующей от декларанта заявления большого количества сведений о декларируемых товарах по сложной форме, предусматривающей внесение в таможенную декларацию большого числа сведений, в том числе в кодированном виде, указанное обстоятельство, в свою очередь, может повлечь с большой степенью вероятности ошибки и упущения при заполнении таможенной декларации. При этом ошибка может носить механический характер, может быть вызвана изменением условий поставки или некоторыми иными случайными причинами. Эти обстоятельства побуждают декларанта обратиться в таможенный орган за разрешением о внесении необходимых изменений и дополнений в поданную таможенную декларацию.

Правовое регулирование подобных ситуаций имеет существенное значение в правоприменительной практике не только для целей таможенного оформления и таможенного контроля, но также в связи с возникновением юридической ответственности декларанта за нарушение таможенных правил в области таможенного дела. Во избежание подобных ситуаций законодателем предусмотрена возможность изменения или дополнения заявленных в таможенной декларации сведений.

Поэтому декларанту предоставлено право изменять и дополнять сведения, указанные в таможенной декларации.

Реализация этого права возможна при соблюдении следующих условий:

· наличие мотивированного обращения декларанта в письменной форме;

· внесение декларантом таких изменений и дополнений возможно только с разрешения таможенного органа;

· внесение изменений, дополнений возможно лишь:

а) если к моменту получения обращения таможенный орган не установил недостоверность сведений, заявленных в таможенной декларации, за исключением случаев выявления неточностей, не влияющих на выдачу таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим;

б) если к моменту получения обращения таможенный орган не начал операции таможенного контроля в отношении товаров;

в) если вносимые изменения и дополнения не влияют на выдачу таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, установленных законодательством или международными договорами.

Пунктом 3 рассматриваемой статьи для должностных лиц таможенных органов установлен запрет по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации, за исключением:

- внесения в нее сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов,

-а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.

- Отзыв таможенной декларации (ст. 82 ТК)

В соответствии с анализируемой статьей декларанту на основании письменного обращения разрешается отозвать принятую таможенную декларацию в отношении:

ü иностранных товаров - до выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим для заявления иного таможенного режима (п. 1 ст. 82 ТК)

ü отечественных товаров, вывозимых с таможенной территории – независимо от целей отзыва до фактического убытия товаров с таможенной территории, в том числе после выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

Причины для отзыва могут быть самыми различными: либо товары изначально заявлены под таможенный режим ошибочно, либо поменялся владелец в процессе таможенного оформления, а новый владелец товаров предпочел другой таможенный режим.

Таможенный орган принимает решение об отзыве, если убедится, что указанные в обращении обстоятельства соответствуют действительности.

В обоих вариантах отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случаев выявления неточностей, не влияющих на выдачу свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

- Декларант (ст. 76 ТК)

Как указано в п. 3 ст. 74 ТК, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным агентом (представителем) по поручению декларанта.

Декларант – лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для помещения их под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента РБ, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенными агентом (представителем) (подпункт 1.4 п. 1 ст. 8 ТК).

В соответствии с положениями рассматриваемой статьи декларантом могут быть лица, указанные в ст. 150 ТК:

- при перемещении товаров через таможенную границу либо при изменении таможенного режима - резидент РБ, который заключил внешнеэкономическую сделку либо от имени которого такая сделка заключена;

- в иных случаях – лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории;

- или по поручению вышеуказанных лиц – таможенный агент (представитель).

Общее условие - декларантом может быть только резидент РБ. Однако закон допускает некоторые изъятия из данного правила, наделяя этим статусом иностранных лиц. Помимо физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, декларантами могут быть нерезиденты РБ, перемещающие товары через таможенную границу и пользующиеся льготами, предусмотренными ТК и (или) актами Президента РБ (глава 20 «Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц и таможенные льготы для таких лиц) и 21 ТК «Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств и таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров»). К этой же категории относятся организации-нерезиденты РБ, имеющие представительства на территории РБ, при заявлении ими режима временного ввоза, а также таможенного режима свободного обращения в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств.

В иных случаях нерезиденты могут выступать в качестве декларантов, когда они имеют право распоряжаться товарами на таможенной территории не в рамках экономической сделки, одной из сторон которой выступает резидент РБ.

При любых вариантах декларантом товаров для личного пользования может быть только физическое лицо, достигшее 16 лет (п. 3 ст. 76 ТК).

Права и обязанности декларанта (ст. 77 ТК)

В отличие от соответствующих норм ТК РБ 1998 г. в новом ТК законодатель, исходя из новой идеологии взаимоотношений бизнеса и государства, при определении правового статуса декларанта на первое место вынес его права. К основным правам декларанта при таможенном оформлении товаров и совершении иных таможенных операций отнесены:

- до представления таможенной декларации осматривать и измерять декларируемые им товары;

- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих таможенному декларированию товаров, ввезенных на таможенную территорию;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров;

- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых товаров;

- представлять в соответствии с положениями ТК документы и сведения, необходимые для таможенного оформления товаров, в виде электронных документов;

- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК, т.е. перечень прав декларанта не является исчерпывающим (п. 1 ст. 77 ТК).

В перечень обязанностей декларанта в рамках осуществляемого декларирования товаров законодатель включил следующие, исходя из последовательности этапов таможенного оформления:

- представление в таможенный орган таможенной декларации и иных необходимых документов и сведений, предусмотренных ТК (ст. 79);

- предъявление декларируемых товаров таможенному органу, за исключением случаев, когда фактического предъявления товаров не требуется в соответствии с положениями ТК или актами Президента РБ;

- уплата таможенных платежей или обеспечение их уплаты в соответствии на основании и в порядке, предусмотренном ТК (раздел VII);

- соблюдение требований и условий использования товаров в соответствующем таможенном режиме.

- Предварительное таможенное декларирование (ст. 78 ТК)

В указанной норме законодателем заложены правовые механизмы, позволяющие значительно упростить и ускорить таможенные процедуры путем внедрения института предварительного декларирования, предоставляющего возможность заинтересованным лицам документально оформить иностранные товары до их фактического ввоза на таможенную территорию РБ или до завершения процедуры таможенного транзита. При этом всю работу с документами, необходимыми для таможенного оформления, можно будет завершить до ввоза товаров или завершения процедуры таможенного транзита при условии предъявления товаров в таможенный орган, принявший декларацию, в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днём её принятия.

Таможенный орган при использовании предварительного декларирования может принимать заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, сопровождающих товары. При необходимости после ввоза товаров на таможенную территорию сведения, содержащиеся в копиях, могут быть сопоставлены с теми, которые имеются в оригиналах. После проведения всех необходимых проверочных мероприятий, уплаты таможенных пошлин и налогов до прибытия товаров на таможенную территорию такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого таможенного документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

Однако если товары не будут представлены таможенному органу, принявшему предварительную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, то декларация считается непредставленной (п. 4 ст. 78 ТК).

4. Таможенный агент (представитель) (ст.ст. 84 – 87 ТК)

Таможенный агент (представитель)  юридическое лицо-резидент РБ, отвечающее требованиям, установленным ТК РБ, которому ГТК РБ выдано специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного агента.

Основная функция таможенного агента – быть посредником, совершать от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции. Правовым основанием отношений между таможенным агентом и декларантом является договор поручения. Отношения таможенного агента с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на основе договора поручения. Таможенный агент совершает от имени декларанта или других заинтересованных по их поручению таможенные операции в соответствии с законодательством. При этом правом совершения таможенных операций обладают работники таможенного агента (представителя), являющиеся специалистами по таможенному оформлению.

ГТК РБ ведёт реестр таможенных агентов (представителей) и обеспечивает информирование о таможенных агентах, включённых в этот реестр.

Таможенным агентом (представителем) может быть лицо:

ü имеющее в штате специалиста по таможенному оформлению;

ü имеющее договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 10 000БВ;

ü имеющее в наличии материально-техническое оснащение, соответствующее требованиям, предъявляемым к материально-техническому оснащению таможенного агента (представителя), установленным Правительством РБ, если иное не определено Президентом РБ. Прежде всего, это наличие:

-помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, находящегося в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, временном владении и (или) пользовании на срок не менее срока действия лицензии;

-комплекта мебели, средств связи, оргтехники, вычислительной техники, находящихся на балансе таможенного агента (представителя),и программного обеспечения для каждого рабочего места специалиста по таможенному оформлению;

-информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, используемых для заполнения, контроля и печати таможенных документов, а также для ведения учёта товаров;

-договора с разработчиками информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение;

-оборудованных мест, обеспечивающих сохранность документов.

Таможенный агент обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного агента (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Права таможенного агента (представителя):

-уплатить таможенное платежи за представляемое лицо, если содержание таможенного режима, определённого для декларирования товаров, предусматривает уплату таких платежей;

-требовать от представляемого лица предоставления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию;

-получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований законодательства.

Обязанности таможенного агента (представителя):

-не должен разглашать или использовать (не допускать использования работниками таможенного агента) для собственных целей, передавать иным лицам полученную от представляемых лиц информацию, составляющую государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию (за исключением случаев, предусмотренных законодательством);

-вести учёт товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции,

-представлять в таможенные органы отчётность о совершённых таможенных операциях;

-не позднее 7 календарных дней со дня изменения состава специалистов по таможенному оформлению представить в таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится таможенный агент, новые учётные карточки специалистов по таможенному оформлению либо внести изменения в предыдущие карточки;

-при увеличении количества специалистов по таможенному оформлению привести своё материально-техническое оснащение в соответствие с требованиями, установленными Президентом РБ или Правительством РБ.

Обязанности и ответственность таможенного агента (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного агента с представляемым лицом. Обязанности таможенного агента при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РБ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного агента обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры, прекращением таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РБ возлагаются только на: резидента РБ, который заключил внешнеэкономическую сделку либо от имени которого эта сделка заключена; лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории; декларанта, перевозчика либо иных лиц.

5.Специалист по таможенному оформлению (ст.ст.88-90 )

Специалистом по таможенному оформлению является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным Правительством РБ, и имеющее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Осуществляет свою деятельность он в качестве работника таможенного агента (представителя).

Квалификационный аттестат специалиста по таможенном оформлению аннулируется в случае, если:

ü установлен факт получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов;

ü вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определённого срока;

ü специалист по таможенному оформлению нарушает требования сохранения конфиденциальности информации, составляющей государственные секреты, коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну;

ü специалист по таможенному оформлению неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных таможенных правонарушений.

Решение об аннулировании данного аттестата принимается ГТК РБ, которым выносится мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Копия указанного решения направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения. Указанное решение может быть обжаловано лицом, квалификационный аттестат по таможенному оформлению которого аннулирован.

Аттестация на соответствие квалификационным требованиям  проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, после сдачи которого лицам выдаётся квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, срок действия которого не ограничивается. За выдачу указанного аттестата взимается соответствующий таможенный сбор. ГТК РБ определяются таможенные органы, принимающие квалификационные экзамены, вопросы квалификационных экзаменов, а также порядок их сдачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: