Выход в Навигацию. Роль духовных учителей и проводников

Внутренние миры не обладают исключительностью. Нет ни одного стоящего духовного учителя, который не создал своего Совершенного мира. Редко, когда такой мир не становится прибежищем для многих других людей. Навигатор относится к таким Землеустроителям с глубочайшим почтением. Но он с грустью наблюдает часто повторяющуюся картину. Духовник выходит из прежнего миропорядка, назвав его ловушкой, и создаёт ловушку новую.

Человеку нельзя запретить жить в том мире, который ему нравится. Но чтобы быть духовно порядочным, гуру надо сначала показать двери выходные, а уже потом двери входные. Прежде чем войти в дом, подумай, как из него выйти. В третьем осевом времени главными становятся не навыки духовной оседлости. А навыки духовной терпимости, навыки духовного различения, которые невозможно приобрести, сидя на месте. Функции духовного учителя в каждом Эоне сильно меняются.

Когда-то Учитель был держателем тайны и выдавал знание порциями, и оно падало в голову ученика как капли скупого дождя на иссохшую землю. Сегодня, как и положено во времена смены осевого времени, или Апокалипсиса, всё тайное без разбора выплеснуто на экраны мониторов, на страницы книг и журналов. Теперь у духовного учителя совсем другая задача - не утонуть в этих ревущих потоках информации, где каждый пытается перекричать соседа, дабы его услышали. И научить плавать других. Истина и мудрость оказались спрятаны в грудах лжи и полуправды куда надёжней, чем когда-то в библиотеках святилищ. Реальность оказалась на 90% виртуализирована. Средний японец проводит у экрана телевизора и компьютера 8-10 часов в сутки. Россиянин иногда отрывается от экрана, чтобы выпить и тоже впасть в иллюзию.

Но может быть, сегодня можно обойтись без духовных учителей вообще? Многие так и считают. Они амбициозно полагают, что духовное знание они вполне могут получить из книг, интернета, телепередач. Однако в действительности оттуда они могут получить лишь ментальные представления, никак не связанные ни чувственностью ни с телесностью. Книжное знание по сравнению со знанием, полученным от живого Учителя – не более чем «овёс, пропущенный через лошадь» (И.Ильф).

С количеством прочитанных книг «самоучка» становится подобен флюсу. Он перетяжеляет ментальное развитие, не оставляя места чувственному и телесному развитию. И очень гордится своей начитанностью и «умом». Дальнейший поход в этом направлении заканчивается полным отрывом от реальности, уходом в виртуально сконструированный мир имени самого себя. «Ушелец» перестаёт слышать и чувствовать Другого, вываливается из Мира Человека и становится лёгкой добычей самых примитивных сущностей реального мира.

Творец смотрится в Человека как в зеркало, чтобы полнее узнать Себя. Так же поступаем и мы. Мы смотримся в другого человека чтобы узнать, кто мы (мысль Карла Маркса). Мы никогда не узнаем себя, если смотрим только телевизор или книгу. Заменить общение с живым человеком можно общением с машиной, но кто мы после этого? Продолжая мысль Маркса, можно сказать, что человек становится тем, в кого (или даже во что) он смотрится. Это доказано сотнями случаев воспитания людей в стаях животных. Несмотря на то, что они имели потенциал стать людьми, они стали теми, кого видели перед собой. Люди перестают быть людьми с момента утраты в своём окружении тех, кто удерживает высшие достигнутые людьми этические и поведенческие стандарты. Гибель любой цивилизации всегда начиналась с момента избиения своих святых и героев, своих духовных учителей.

Отнюдь не беспочвенны апокалипсические предостережения о засилье машин или уходе в виртуальный мир. Уже сегодня он становится обителью для многих. Человечество всё ещё озабочено проблемой сказочных злобных «пришельцев». А начинает вымирать потому, что в нём появляется всё больше вполне осязаемых «ушельцев».

Фрагмент в ИСС «Полёт навигатора». Учитель видит, что из этого мира надо уходить и становится Навигатором. Он превращает складки своего Плаща в большие серые крылья и забрасывает себя в поля пролонгированного будущего. И видит там сияние Багровой звезды, где кончаются пути жизни, и где плачущий Сын Плотника выжигает своими слезами надпись «Человечество» на чёрном надгробном камне.

Навигатор видит необозримые массы людей, которые едут в пропасть только потому, что к ней проложена хорошая асфальтированная дорога.

Он видит, как потешается над этими людьми Владыка страны Грёз и обманчивых постижений. Он видит, как полчища вурдалаков, убийц и душевнобольных, нравственных уродов и вырожденных женоподобных мужчин и мужеподобных женщин сходят с экранов телевизоров и страниц журналов. Как они пьют из людей здоровую кровь и как люди испытывают при этом…экстаз и наслаждение.

Но видит он и тех, кто прозрел, несмотря на неслыханный туман и видения, застилающие горизонт. Кому удалось ценой невероятных духовных усилий вырваться из навязанного типа сознания.

Он знает, что всякая иллюзия может быть вмиг рассеяна Солнцем Разума. Всякий курс может быть изменён и над бирюзовыми волнами Океана Знания медленно встанут Обетованные берега Вечно Юного Мира.

Учитель нашего времени учит искусству принятия мгновенных и безошибочных решений, упорству в их исполнении, совершенному различению, технологии построения смысловых полей, конструированию неслучайного, достойного Человека Мира. Мира, в котором Человек остаётся на позиции стержневой сущности.

Учитель - Навигатор опирается на опыт духовников всех времён, однако он хорошо знает, что этот опыт и знания нужно переводить на язык своего времени, своего народа и личный язык конкретного человека. Он не Будда, создающий новое учение, а скорее Марпа - переводчик. Он не хранит Знание книжным методом, а утверждает его в движении Бытия.

Навигатор не требует отрицания другого типа учителей – Хранителей, систематизаторов Знания, рыцарей Чистого Разума. Всё как раз наоборот. Он делает их и хранимое ими знание нужными в процессе навигации, а значит и существующими. В свою очередь Хранители и систематизаторы Знания потому этим и занимаются, что верят: их знание будет востребовано. Оно поможет Великому Путнику по имени Человек в выборе и осуществлении его пути в Бессмертие.

В Третьем Эоне изменилась сама стратегия узнавания мира. В уходящем времени сложилась стихийная «стратегия любопытства». Учёные определяли науку как «способ удовлетворения своего любопытства за счёт государства». Наука развивалась как пузырь, расширяющийся во все стороны сразу. По мере расширения силы и средства иссякали и сегодня содержать такую науку, которая называлась фундаментальной, не может ни одно государство. Расширившийся фронт познанного многократно увеличил площадь соприкосновения с не познанным. Поэтому стали нужны уже навигационные знания и навыки, позволяющие ориентироваться как раз в ещё не познанном.

Сравним ещё раз стратегии узнавания мира научную и навигаторскую.

Научная стратегия.

Узнавание уже готового, сделанного до нас мира. «Этот мир придуман не нами».

Навигация «по забору». Если и плыть на кораблике, то строго вдоль берега. Берег в общем случае, нечто материально ощутимое. Ориентирование исключительно в проявленном мире и проявленных событиях. В этом плане нет более правильного и научно подготовленного существа, чем червь. Он движется строго по закону, совершенно правильно огибая камни, которые ощутил с твёрдой гарантией методом тыка. Вот уж действительно «Аз есмь червь».

Отсюда, от червя, и пошло отвращение к сознанию, которое всё время ошибается или откровенно врёт. Сознанию было отказано в творческом потенциале его самого.

Но уже в самой первичной науке зародилась форма движения способом виртуальной экспансии. Учёные стали строить виртуальные модели объектов (теории) и «набрасывать» их на реальные объекты. Когда эти модели точно огибали контуры проявленной реальности, это вызывало такой восторг, как будто червь прозрел. Однако чтобы воспользоваться этими глазами, надо было вылезти из земли. То есть кардинально сменить реальность местопребывания. И червь застыл в неуверенности.

Последний писк постнеклассической науки состоит в том, что её теории «огибают» ментальным плащём уже не только контуры реальности. Но и её внутренние структуры. Однако пуповина, связывающая учёного с червем, так и осталась. Наука так и осталась направленной на «постоянный рост объективно-истинного знания». (18) И это поразительно, так как в то же время там же признаётся ведущая роль субъекта, признаётся причина причин провалов по всем направлениям общественного прогресса – безсубъектность. Но если все перемены в науке, сама смена парадигм, как раз связаны с повышением роли субъекта (18, стр. 619-640), то следует говорить о пере нацеливании науки с объективно-истинного на субъективно – мудрое знание. На знание, обеспечивающее самовоспроизводство (автопоэзис) Человека и его миров в их историческом движении. Тогда ключевыми понятиями становятся «субъект» и «движение», а субъект, самовоспровоизводящий себя в движении и есть Навигатор. Сделав такую поправку в «десятку» стреляют уже В. Е. Лепский (1) и В.А. Буров.(19).

Наш тупизм обусловлен тем, что и учёный и неуч второго Эона не покушаются на господствующий стиль мышления. Не мы выбираем стиль мышления, скорее он выбирает нас. В дуалистическом мышлении третье де-факто исключено. Или объективно – истинное, или ложь, бред, шарлатанство. В природе всё не так. Объективно-истинное есть этап в формировании субъективно-мудрого. В своём индивидуальном перинатальном развитии человек проходит практически все стадии развития живого на Земле, пока не становится Человеком. Но в своём развитии как группового субъекта, в осмыслении себя как становящейся родовой сущности, мы со скрипом сдвигаемся со стадии червя.

Этап науки, коротко определённый великим философом древности «Платон мне друг, но истина дороже» требует пересмотра. Кому нужна та истина, если нет друга, способного её одобрить либо отвергнуть. Над нами так и витает, как птица Рух, «истинно» мыслящий узурпатор, загоняющий дубоватых «пиплов» в загороженный колючей проволокой рай.

Теперь посмотрим на стратегию обретения знания с позиций навигатора. С этой позиции Вселенная уже и есть воплощённое и разворачивающееся Знание. Мы занимаемся в основном Узнаванием. Но, обладая творящим потенциалом собственного сознания, участвуем в этом разворачивании как со - творцы, а на 23 фазе своего становления и как свободные творцы. И тогда надо говорить уже о другой, Тэлосной стратегии движения в Мире и в науке.

Суть этой стратегии проста. Творец разворачивает материально проявленную Вселенную как поляну, арену, тренировочно - исследовательскую реальность, насыщенную массой возможностей для своего совершенствования. Затем он забрасывает (по выражению А.М. Степанова) слепок, подобие, образ самого Себя в самые глубины материального мира, можно сказать, на самое дно. Этот слепок есть человек, обладающий частицей Творца в виде Монады Человека. Единый при этом существует во множестве. Это множество – как фрагменты Зеркала, в которое Творец смотрится и узнаёт себя. Человек при этом является и целым, так как несёт в себе Бога, и частью целого, так как является фрагментом Зеркала Бога.

Человек на первом этапе вписывается в реальность, акклиматизируется в ней и начинает узнавать самого себя (научная стратегия). Затем ему предстоит «долгая дорога в дюнах» к своему Источнику (навигаторство). По этой дороге он тщательно исследует получившийся у Творца Мир и сам становится сотворцом. В одном акте Творения, или Манвантаре, человек как сущность, заключённая в его Монаде, проживает только Одну большую, или духовную жизнь. Но эта большая жизнь проходит в целом ряде материальных воплощений. «Кожаные одежды» человека земного вряд ли являются единственной возможностью воплотиться и ощутить себя Субъектом творения.

Навигаторская стратегия возникает из-за того, что человек не может выполнить команду «Один татарин в две шеренги становись!» По причине своей единичности, каждый оставляет за собою одну тропинку в Реальности. Которая и есть его Канал реальности. Эти тропинки могут сплетаться и формировать натоптанные дороги, ведущие вдаль. Такие дороги могут быть оборудованы пунктами оказания «тех помощи» и сегодня получили название «рефлексивная площадка». То есть место на дороге, где человек остановился и рассматривает окружающий ландшафт с помощью «инструментов рефлексии». Субъекты, придерживающиеся одного направления и пользующиеся одинаковыми инструментами рефлексии, вместе составляют уже групповой субъект, который существует в своём групповом канале реальности.

Отсюда и новая задача для собирателей Знания. Им надо пробежаться по многим каналам реальности, чтобы собрать всё, что они там нашли. И поэтому, волей неволей, сам учёный-собиратель должен быть и Навигатором, осуществляющим навигацию между каналами реальности. В результате получается схема узнавания Вселенной, похожая на схему московского метро.

По радиальным линиям в разные стороны, часто в Незнаемое, ездят Навигаторы - первооткрыватели и добыватели, форейторы прогресса. По кольцевым линия – тоже навигаторы, но уже собиратели. Но они - не только «собиратели сливок». Им надо обеспечивать целостность Мира Человека, чтобы ни одна из его ветвей не затерялась в безвестности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: