Теории происхождения государства

Тема: «Государство и его роль в жизни общества»

В истории политической и правовой мысли существовало множество теорий происхождения государства. Рассмотрим некоторые из них.

Патриархальная. Основоположником этой концепции является выдающийся мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.), философская мысль которого опиралась на конкретные исследования, носящие глубокий характер. Аристотель утверждал, что "человек по своей природе является общественным существом", а его “жизнь в государстве является естественной сущностью. Люди нуждаются друг в друге для взаимной поддержки и выживания, поэтому и возникает государство, которое является сообществом общин, при этом общину он понимает как развитую семью, т.е. здесь речь идет о том, что семьи, роды родственные объединения, соединяясь для достижения "определенного блага", образуют государство. При этом строение государства копирует строение семьи.

Эти положения Аристотеля, выдвинутые им в обширном труде "Политика", в дальнейшем были углублены и разработаны Филмером и Михайловским.

Теологическая. Основу этой концепции заложил Ф. Аквинский (1225-1274 гг.), крупнейший ученый-богослов средневековья. Власть, по его теории, дана правителям сверху и поэтому повиноваться властям следует в той мере, в какой они благословенны. Государство при этом существует только для заботы об общем благе. Но так как и государство и власть даны свыше, то светская власть должна подчиняться власти духовный, которая, в свою очередь, исходит от Бога. Государственная власть делится, согласно концепции Ф. Аквинского, на правильную и неправильную. В правильных формах государственной власти существует законность и признается общее благо, в неправильных – наоборот.

Теологическая концепция получила дальнейшее развитие в доктрине католической церкви - неотомизме, которая начала развиваться в Х1Х-ХХ вв. и представителями которой стали такие ученые как Ж. Маритэн, У. Клейтген, Ш.Бойс и другие. В их учениях произошло соединение основных положений концепции Ф. Аквинского и новейших идеалистических учений. Основные положения доктрины неотомизма, касающиеся вопросов происхождения и существования государства, следующие:

1) исторический процесс целиком и полностью зависит от высших сил;

2) главная роль в развитии общества принадлежит религии и церкви,

3) высшими ценностями, установленными Богом, являются права и достоинства человека, их защита от произвола властей.

Договорная. Большое влияние на развитие политической мысли оказали Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, разработавшие договорную концепцию происхождения государства.

Гоббс в своих трудах попытался объяснить феномен государства, исходя из разума и опыта. Его теория происхождения государства выглядит следующим образом: каждый народ проходит в своем развитии две стадии, первая из которых - естественная, догосударственная, а вторая - государственная, гражданская. Естественное состояние характеризуется непрерывной войной "каждого с каждым", которая грозит человечеству самоистреблением. Поэтому возникает жизненная необходимость для всех людей сменить естественное состояние на состояние государственное. Главный признак такого состояния - наличие сильной государственной власти. Она утверждается путем общественного договора, в котором участвуют все без исключения индивиды. Но этот договор не следует мыслить буквально, как кратковременный акт, в результате которого появляется государство. Это, скорее всего процесс непрерывного осознания людьми невыносимости их естественного состояния и необходимости создания состояния государственного. При этом важнейшим условием этого является человеческая речь, ибо "без языка люди жили бы одиноко, каждый из них замыкался бы в себе и не общался с другими". И без речи у людей "не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира".

Большую роль в создании гражданского, государственного состояния, по Гоббсу, играют естественные законы, которые автоматически переводят человечество из одной стадии в другую. Человеческий дух изначально наделен естественными законами, выступающими в виде моральных установок, толкающими людей на путь общественного договора, нужный для их полного проявления и устанавливающий государственную власть.

В отличие от Гоббса, Спиноза переход людей из естественного состояния в состояние гражданское связывает не столько с заключением общественного договора, сколько с фактом разделения труда между людьми в силу разнообразия их потребностей и различия их способностей.

У Локка также происхождение государства в принципе обязано общественному договору. Строя добровольно государство, люди предельно точно отмеряют ему определенный объем полномочий. Государство получает ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества, которая заключается в том, чтобы все и каждый могли обеспечивать и реализовывать свои гражданские интересы. Возникновение политического общества есть результат соглашения, ограничивающего свободу отдельного человека. Поэтому должна быть убедительная причина тому, чтобы люди одобрили создание политической власти и ей подчинялись. Эта причина - желание сохранить свою собственность.

Марксистская. Основным фактором появления государства К. Маркс и Ф. Энгельс считали появление классов и классовой борьбы, что приводит к постепенному изменению структуры власти, которая из власти всего общества становится властью определенного класса. Марксистскую теорию происхождения государства можно сформулировать следующими основными положениями:

1. Политические отношения вырастают на основе общественно-экономических отношений и ими обусловлены.

2. Государство является продуктом классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Оно появляется в связи с развитием общественных отношений, классов, которые, в свою очередь, являются результатом развития производительных сил и производственных отношений.

3. Государство вытекает из родового строя, вследствие имущественного расслоения и войн, когда усиливается власть военачальников, становящаяся в дальнейшем наследственной.

4. При дальнейшем расслоении родового общества, усложнения общественных отношений происходит отделение власти от общества и возникает государство.

5. Предпосылками возникновения классов и государства являются основной - экономическое развитие общества, второстепенной – насилие.

Таким образом, данная теория выводит происхождение государства в основном из экономической структуры общества.

Теория насилия. Концепция, выводящая появление государства из завоевания одних социальных общностей другими, была изложена в конце XIX века австрийским социологом Л. Гуимпловичем (1838-1909), для которого источником появления государства, классов и иных социальных групп было столкновение между "ордами", каждая из которых составляла определенное антропологическое и этническое единство. В результате таких столкновений на сравнительно высоких этапах общественной эволюции победители порабощают побежденных и так возникает государство. Главный социологический закон, на основе которого Л. Гуимплович обосновывал свою "теорию насилия", это - "стремление каждой социальной группы подчинить себе каждую другую социальную группу встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению и господству". В работе "Общее учение о государстве" он отмечал, что "история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе". В результате образуется единство противоположных элементов государства властвующих и подвластных правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Гуимплович писал, что внутри государства то, "что на примитивнейшей ступени было борьбой антропологически различных орд на высшей ступени развития обращается в борьбу социальных групп, классов, сословий и политических партий". Таким образом, взаимоотношения между группами он характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определявшую социальную жизнь в целом. Основой всякого социального и политического развития, по этой концепции является удовлетворение материальных потребностей, которое осуществимо только через насилие (принуждение одних человеческих групп другими).

Вышеперечисленным не ограничивается типология основных теорий происхождения государства. В современной науке существует множество подходов в рассмотрении этого вопроса. Здесь можно указать на распространенность "теории властей", разработанной социологами Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и в настоящее время нашедшей горячих приверженцев, согласно которой отрицается роль классообразующего фактора, а становление государства связывается с совершенствованием функций власти. Другие теории связывают появление государства с сакральностью власти, когда главным фактором его появления являлась религиозная идеология связывающая население и выдвигавшая вождей, что вело к централизации и сложению первичных государств. Нельзя не упомянуть теории выделяющие географическую среду, природные условия и демографические показатели главными условиями, влияющими на процесс становления государственности. "Гидравлическая теория" важнейшей предпосылкой образования государства называет переход к ирригационному земледелию. Близко к ней стоит теория "неолитической революции", по которой первое общественное разделение труда привело сразу к увеличению производства, социальной дифференциации, развитию обмена и т. п. В настоящее время широкое распространение получила теория, выдвинутая Л. Васильевым, согласно которой важная роль в происхождении государства отводится второму виду воспроизводства жизни, т.е. воспроизводство самого человека и регулирование брачных отношений породило определенные функции управления (например, запрет на браки между близкими родственниками) и новые средства принуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: