Правовое государство

Рождение идеи правового государства относится еще к античности, когда древними авторами был поставлен вопрос о соотношении государства и права. Глубокая и серьезная разработка теории правового государства началась с эпохи буржуазных революций, а в историю человечества вошли имена философов, ставших основоположниками этого учения – Д. Локка, Ш. Л. Монтескье, И. Канта и других. В центре концепции правового государства стоят представления о верховенствующем положении права над государством, при этом право рассматривается, в первую очередь, как мера свободы, равенства и справедливости. Таким образом, первым принципом правового государства является верховенство закона, которое подразумевает широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством.

Второй принцип правового государства - принцип законности гласит, что ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Из него органически вытекает теория разделения властей, суть которой в разделении компетенции и функций между органами государственной власти. Три рода власти – законодательная, исполнительная и судебная - должны быть разделены в государстве и, в результате, превратиться в систему "сдержек" и 'противовесов" органов власти, уравновешивающих друг друга по силе и политическому весу.

Итак, правовое государство - это организация общества, основанная на господстве права, верховенстве закона. К основным признакам правового государства относятся:

1. Верховенство закона указанная выше совокупность прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством; законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве, любое ущемление прав недопустимо; государственная власть может действовать только в границах установленных законом.

2. Разделение властей деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы действуют в пределах своей компетенции, не подменяя друг друга, ибо соединение в одном лице или органе законодательной и исполнительной власти может привести, как указывал Ш. Л. Монтескье, к созданию тиранических законов во имя их тиранического применения, в случае не отделения судебной власти от других первая потеряет свою независимость и не сможет беспристрастно следовать законам и контролировать их соблюдение. При реализации данного принципа устанавливается взаимный контроль, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательные, исполнительные и судебные функции.

3. Соблюдение и охрана прав и свобод человека ответственность государства перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; признается право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Неотъемлемыми прирожденными правами и свободами признаются: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. Другой аспект этого принципа - юридическое равноправие граждан, что означает равенство перед законом граждан и должностных лиц.

4. Взаимная ответственность личности и государства своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством (как носителем политической власти) и гражданином (как участником ее осуществления). Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. Этот же принцип означает социальную защищенность личности, обладающей определенными правами, гарантированными государством, в области здравоохранения, образования, труда, пенсионного обеспечения. Далее, существуют определенные обязанности личности перед государством, за нарушение которых личность может подвергнуться определенным мерам воздействия со стороны последнего (в лице его органов). Но при этом применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

К вышеуказанным основным признакам правового государства примыкают: политический плюрализм (беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, идеологическое разнообразие, исключающее господство какой-либо идеологии); независимый суд (суд должен выступать в роли независимого от какого-либо влияния); демократия (обеспечение политических прав и свобод, участие народа в осуществлении законодательной власти); высокий уровень правовой и политической культуры; развитое гражданское общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: