Технического обслуживания и текущего ремонта
Оценка механизации производственных процессов ТО и ТР проводится по двум показателям: уровню механизации и степени механизации. Количественные значения этих показателей определяются на основе анализа операций технологических процессов и применяемого при выполнении этих операций оборудования.
Уровень механизации (У) определяется долей (в процентах) механизированного труда в общих трудозатратах:
, (2.55)
Рис.2.18. Примерная схема технологического процесса технического обслуживания машин
где ТМ – трудоемкость механизированных операций технологического процесса (по применяемой технологической документации), чел-мин;
ТО – общая трудоемкость всех операций, чел-мин.
Степень механизации (С) определяется долей (в процентах) замещения рабочих функций человека применяемым технологическим оборудованием, в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом.
Замещение рабочих функций человека оценивается с помощью звенности оборудования (Z). Средства механизации в зависимости от замещаемых функций человека подразделяются на:
|
|
· ручные орудия труда – гаечные ключи, отвертки и т.д. (для них звенность Z = 0);
· машины ручного действия, без подвода внешнего источника энергии – пресс, дрель, диагностические приборы и т.п. (Z = 1);
· механизированные ручные машины с подводом внешнего источника энергии - электрозаточной станок, электродрель, пневмогайковерт и др. (Z = 2);
· механизированные машины, без системы автоматического управления – универсальные станки, прессы, кран-балки, диагностические стенды и т.д. (Z = 3);
· машины-полуавтоматы – автоматические воздухораздаточные колонки, автоматические мойки без конвейеров, автоматическое диагностическое оборудование (Z = 3,5);
· машины-автоматы – автоматические мойки, сушильные и окрасочные камеры (Z = 4).
Максимальная звенность оборудования для парков воинских частей (как и для автотранспортных предприятий – АТП) равна 4. С учетом изложенного
, (2.56)
где Z1 – Z4 - звенность применяемого оборудования, равная соответственно 1 – 4;
М1 – М4 – число механизированных операций с применением оборудования со звенностью Z1 – Z4;
Н – общее число операций.
Показатели механизации рассчитываются:
· по процессам ТО – на одно техническое воздействие;
· по процессам ТР на один ТР;
· по складским и вспомогательным работам – применительно к условному количеству хранимых запасов или объему каждого вида вспомогательных работ.
Расчет показателей ТО и ТР для автомобилей воинской части (грузовых АТП) осуществляется по наиболее многочисленной модели подвижного состава, а для автопоездов – по автомобилю-тягачу.
|
|
Уровень механизации процессов ТО и ТР по каждому типу подвижного состава для автомобилей воинских частей (АТП) в целом определяется из выражения
, (2.57)
где - соответственно трудоемкость механизированных операций и общая трудоемкость всех операций ЕО, ТО-1, ТО-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, чел-мин.
Степень механизации процессов ТО и ТР по каждому типу подвижного состава парка воинской части (АТП) в целом рассчитывается по формулам:
, (2.58)
,
, (2.59)
где - число механизированных операций, выполняемых в процессе ТО и ТР автомобильной техники данного типа с применением оборудования со звенностью Z = 1- 4;
- число механизированных операций соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2, Д – на посту диагностики, постовых работ ТР, участковых работ ТР, выполняемых с применением оборудования со звенностью Z = 1- 4.
В табл.2.16 приведен фрагмент расчета показателей механизации процессов ТО и ТР.
Согласно ОНТП-01-91, уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР должен быть для комплексных АТП не ниже 30-40 % (принимаем аналогичное значение и для парков воинских частей).
Удельный вес рабочих (кроме водителей), занятых ручном трудом, в целом по АТП не должен превышать 25-35 %. Аналогичное значение принимаем и для парков воинских частей.
Если рассчитанные показатели уровня механизации окажутся ниже рекомендуемых, следует предусмотреть дополнительные меры по механизации работ, выполняемых вручную.