Оценка механизации производственных процессов производится по двум показателям:
Он определяет долю механизированных работ в общих трудозатратах и рассчитывается по формулам:
(1)
где ТМ – трудоёмкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел мин.;
ТО – общая трудоёмкость всех операций процесса из применяемой технологической документации, чел мин.
2. Степень механизации.
Определяет замещение рабочих функций человека реально применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированными технологическими процессами. Количество замещаемых оборудованием рабочих функций человека определяется звенностью оборудования (Z), которая характеризует его совершенство. В зависимости от количества замещаемых функций всё оборудование делится на следующие группы:
Звенность оборудования
| Ручные орудия труда | Z=0 |
| Машины ручного действия | Z=1,0 |
| Механизированные ручные машины с подводом энергии от специального источника | Z=2,0 |
| Механизированные машины | Z=3,0 |
| Машины полуавтоматы | Z=3,5 |
| Машины автоматы | Z=4,0 |
| Гибкие автоматизированные производства | Z=5,0 |
При этом, при Z=0 – немеханизированные производства;
при Z=1...3 – механизированные производства;
при Z=3,5...5 – автоматизированные.
С учётом специфики производства на АТП максимальная звенность принимается Z=4.
Степень механизации производственных процессов рассчитывается по формуле:
(2)
(3)
где Zi – звенность применяемого оборудования, соответственно 1; 2, 3; 3,5; 4;
Mi – количество механизированных операций, выполняемых с применением оборудования со звенностью, соответственно 1; 2; 3; 3,5; 4;
N – общее число операций технологического процесса.
Для выполнения работы необходимо вычислить степень и уровень механизации по формулам (1) и (2) для трёх вариантов выполнения работ по ТО-2:
1. Немеханизированном;
2. Механизированном;
3. Автоматизированном.
Уровень и степень механизации рассчитывается для каждого узла, агрегата или системы автомобиля.
Если в механизированном и автоматизированном вариантах не указано оборудование для выполнения операции, то оно принимается из предыдущего варианта. То же относится и к трудоёмкости.
Пример расчёта
Таблица 1
| Наименование операций | Норма времени, | Не механизиро- ванный | Механизиро- ванный | Автома- тизиро- ванный |
| ТО ,чел/мин | Z=1...3 | Z=3,5...4 | ||
| Тормоза: Проверить работо-способность тормоз- ной системы | на слух | манометр | комплект маномет-ров | |
| Закрепить тормозные камеры и кронштейны тормозных камер | вручную | гайковерт | гайковерт | |
| Определить положе- ние тормозной педали относительно кабины | вручную |
1. Немеханизированный:


где М=0
2. Механизированный:


где
.
3. Автоматизированный


где 
Данные, полученные по всей группе, собираются в таблицу 2 и анализируются уровни и степени механизации производственных процессов работ ТО - 2 по каждой системе автомобиля.
Таблица 2
Таблица расчетов
| Показатели | Немеханизированный | Механизированный | Автоматизированный |
| Тм, чел/мин | |||
| То, чел/мин | |||
| Ум, % | 90,9 | ||
| М | 6,5 | ||
| См, % | 45,8 |
Исходные данные
Таблица 3
Технология выполнения работ по ТО-2 для автомобиля МАЗ- 503
| Наименование операций | Норма времени, ТО ,чел/мин | Не механизиро- ванный Z=0 | Механизиро- ванный Z=1...3 | Автома- тизиро- ванный Z=3,5...4 |
| 1 вариант | ||||
| Двигатель и его системы охлаждения и смазки Проверить крепление опор двигателя | 1,30 | Визуально | ||
| Закрепить опоры двигателя | 6,30 | Набор ключей | Гайковерт Z=2 4,20 | |
| Проверить осмотром герметичность соединений трубопроводов и шлангов системы охлаждения двигателя | 0,80 | Визуально | ||
| Закрепить хомутики шлангов системы охлаждения | 1,20 | Отвертка | ||
| Проверить: герметичность радиатора | 0,40 | Визуально | ||
| герметичность отопителя | 0,30 | Визуально | ||
| Закрепить герметичный рукав в соединении с приемными трубами и глушителем | 1,50 | Набор ключей | Гайковерт Z=2 0,40 | |
| Проверить крепление: впускных трубопроводов | 0,90 | |||
| выпускных трубопроводов | 1,70 | |||
| приемных труб глушителя с выпускными трубопроводами | 0,70 | |||
| глушителя | 0,80 | |||
| поддона картера двигателя | 0,70 | |||
| Закрепить: впускные трубопроводы | 2,10 | Набор ключей | Гайковерт Z=2 1,20 | |
| выпускные трубопроводы | 4,20 | Набор ключей | Гайковерт Z=2 | |
| приемные трубы глушителя с выпускными трубопроводами | 4,80 | Набор ключей | Гайковерт Z=2 2,50 | |
| глушитель | 1,30 | Набор ключей | Гайковерт Z=2 0,60 | |
| поддон картера двигателя | 1,00 | Набор ключей | Гайковерт Z=2 0,40 | |
| Проверить компрессию в цилиндрах двигателя | 78,20 | компрессо-метр Z=1 | ||
| 2 вариант | ||||
| Проверить крепление: жалюзи радиатора | 0,20 | |||
| радиатора | 0,40 | |||
| радиатора отопителя | 0,20 | |||
| водяного насоса | 0,60 | |||
| вентилятора | 0,30 | |||
| закрепить: жалюзи радиатора | 1,30 | |||
| радиатор | 1,60 | |||
| радиатор отопителя | 1,20 | |||
| водяной насос | 0,90 | |||
| вентилятор | 0,70 | |||
| Проверить натяжение приводных ремней: генератора | 0,50 | |||
| водяного насоса | 0,40 | |||
| насоса гидроусилителя | 0,40 | |||
| компрессора | 0,60 | |||
| Отрегулировать натяжение приводных ремней: генератора | 1,80 | |||
| водяного насоса | 3,00 | |||
| насоса гидроусилителя | 3,50 | |||
| компрессора | 2,40 | |||
| 3 вариант | ||||
| Проверить состояние и плотность соединения герметичного рукава с глушителем и приемными трубами | 0,90 | |||
| Проверить герметичность соединения головок с блоком цилиндров | 0,70 | |||
| Закрепить головки цилиндров | 30,00 | |||
| Проверить зазоры между торцами стержней клапанов и носками коромысел | 6,70 | |||
| Отрегулировать зазоры клапанного механизма двигателей | 9,00 | |||
| Проверить плотность в соединениях приборов и трубопроводах системы смазки | 0,90 | |||
| Проверить крепление: масляных фильтров | 0,90 | |||
| шлангов масляного радиатора | 0,40 | |||
| Закрепить: масляные фильтры | 1,40 | |||
| шланги масляного радиатора | 0,60 | |||
| С ц е п л е н и е Проверить: свободный ход педали сцепления | 1,10 | |||
| зазор между штоком и поводком золотника пневматического усилителя | 1,20 | |||
| Отрегулировать: величину свободного хода педали сцепления | 3,00 | |||
| зазор между штоком и поводком золотника пневматического усилителя | 2,00 | |||
| Коробка передач Проверить осмотром герметичность и состояние коробки передач | 0,70 | |||
| Проверить крепление: механизма дистанционного переключения коробки передач | 0,40 | |||
| верхней крышки картера коробки передач | 0,70 | |||
| боковых крышек картера коробки передач | 0,70 | |||
| крышки заднего подшипника ведомого вала | 0,60 | |||
| крышки заднего подшипника промежуточного вала | 0,60 | |||
| 4 вариант | ||||
| Закрепить: механизм дистанционного переключения коробки передач | 0,60 | |||
| верхнюю крышку картера коробки передач | 0,60 | |||
| боковые крышки картера коробки передач | 0,60 | |||
| крышку заднего подшипника ведомого вала | 0,60 | |||
| крышку заднего подшипника промежуточного вала | 0,60 | |||
| Проверить крепление балки опоры коробки передач | 0,90 | |||
| Закрепить балку опоры коробки передач | 2,50 | |||
| Отрегулировать опору коробки передач | 14,00 | |||
| Проверить крепление промежуточного механизма переключения коробки передач | 0,60 | |||
| Закрепить промежуточный механизм управления коробкой передач | 0,50 | |||
| Проверить состояние привода коробки передач | 1,00 | |||
| Отрегулировать привод коробки передач | 9,00 | |||
| Карданная передача Проверить: люфт в шарнирах карданной передачи | 0,90 | |||
| люфт в шлицевом соединении | 0,70 | |||
| Проверять и закрепить фланцы карданного вала | 5,30 | |||
| Задний мост Проверить осмотром состояние и герметичность заднего моста | 1,90 | визуально | ||
| Проверить крепление: картера редуктора | 1,50 | |||
| крышки картера заднего моста | 0,30 | |||
| крышек колесной передачи | 0,50 | |||
| Закрепить: картер редуктора | 2,00 | |||
| крышку картера заднего моста | 0,90 | |||
| крышку колесной передачи | 2,00 | |||
| Отрегулировать подшипники и зацепление конических шестерен редуктора | 37,00 | |||
| 5 вариант | ||||
| Рулевое управление и передняя ось Проверить осмотром герметичность системы рулевого управления | 0,50 | |||
| Проверить крепление и шплинтовку: гаек шаровых пальцев рулевых тяг | 0,80 | |||
| гаек рычагов поворотных цапф | 1,00 | |||
| рулевой сошки | 0,50 | |||
| Проверить: люфт в шкворневых соединениях | 3,60 | |||
| люфт в шаровых сочленениях привода рулевого управления | 1,80 | |||
| Закрепить и зашплинтовать: гайки шаровых пальцев рулевых тяг | 2,70 | |||
| гайки рычагов поворотных цапф | 1,20 | |||
| рулевую сошку | 0,60 | |||
| Устранить люфт в шаровых сочленениях тяг | 5,10 | |||
| Устранить люфт в шарнирах гидроусилителя рулевого управления | 39,00 | |||
| Проверить состояние упорных подшипников и крепление гаек шкворней | 0,90 | |||
| Закрепить гайки шкворней | 1,20 | |||
| Проверить свободный ход и усилие поворота рулевого колеса (при работающем двигателе) | 0,90 | |||
| Проверить крепление: картера рулевого механизма | 1,20 | |||
| кронштейна колонки рулевого управления | 4,20 | |||
| рулевого колеса | 0,30 | |||
| насоса гидроусилителя | 0,80 | |||
| пальца задней опоры гидроусилителя | 0,20 | |||
| соединения шлангов и трубопроводов рулевого управления | 1,20 | |||
| 6 вариант | ||||
| Закрепить: картер рулевого механизма | 1,40 | |||
| кронштейн колонки рулевого управления | 3,50 | |||
| рулевое колесо | 0,30 | |||
| насос гидроусилителя | 2,00 | |||
| палец задней опоры гидроусилителя | 0,40 | |||
| соединения шлангов и трубопроводов рулевого управления | 0,60 | |||
| Проверить: осмотром состояние балки и правильность расположения (отсутствие перекоса) передней оси | 1,80 | |||
| величину и отрегулировать углы поворота передних колес | 5,40 | |||
| величину и отрегулировать схождение передних колес | 14,00 | |||
| Тормозная система Проверить: работу компрессора | 2,70 | |||
| крепление компрессора | 0,70 | |||
| Закрепить компрессор | 1,10 | |||
| Проверить: действие разгрузочного устройства | 2,90 | |||
| состояние уплотнительного устройства и промыть его | 2,40 | |||
| Проверить состояние и герметичность: компрессора | 0,90 | |||
| трубопроводов тормозов | 2,00 | |||
| тормозного крана | 0,40 | |||
| тормозных камер | 1,60 | |||
| Закрепить соединения трубопроводов тормозов | 1,20 | |||
| 7 вариант | ||||
| Устранить утечку воздуха из: компрессора | 0,90 | Вручную | Люфтомер ЛУ-3 2,5 ч·мин Z=2 | Люфтомер ЛУ-3 2,5 ч·мин Z=2 |
| трубопроводов тормозов | 4,00 | Набор клю-чей | ||
| тормозного крана | 1,40 | |||
| тормозных камер | 1,80 | |||
| воздушных баллонов | 1,00 | |||
| Проверить: действие предохранительного клапана | 0,70 | |||
| шплинтовку пальцев вилок штоков тормозных камер | 0,60 | |||
| шплинтовку сочленений тяг тормозного крана | 0,70 | |||
| Поставить или заменить: шплинты пальцев вилок штоков тормозных камер | 0,40 | |||
| шплинты сочленений тяг тормозного крана | 0,30 | |||
| Проверить крепление: тормозного крана | 0,50 | |||
| тормозных камер | 1,40 | |||
| хомутов и прокладок воздушных баллонов | 0,80 | |||
| Закрепить: тормозной кран | 0,40 | |||
| тормозные камеры | 0,40 | |||
| хомуты и прокладки воздушных баллонов | 1,00 | |||
| Снять передние ступицы с тормозными барабанами | 32,00 | |||
| Проверить состояние: тормозных барабанов и колодок тормозов | 1,20 | |||
| тормозных накладок | 1,60 | |||
| оттяжных пружин колодок тормозов | 0,50 | |||
| подшипников ступиц колес | 3,00 | |||
| Промыть и зачистить тормозные барабаны | 2,50 | |||
| 8 вариант | ||||
| Промыть и зачистить накладки колодок тормозов | 2,80 | 0,6 ч·мин | Прибор 1,2 ч·мин Z=2 | Прибор ПН-2 0,8 ч·мин Z=2 |
| Проверить крепление: передних тормозных барабанов | 0,80 | Набор клю-чей | Прибор ГРМ-Т3 42 ч·мин | |
| суппортов переднего тормоза | 0,70 | |||
| Закрепить: передние тормозные барабаны | 1,40 | |||
| суппорты переднего тормоза | 2,00 | |||
| Заменить смазку в ступицах передних колес (с промывкой ступиц) | 11,00 | |||
| Установить передние ступицы с тормозными барабанами | 27,00 | |||
| Отрегулировать подшипники ступиц передних колес (после установки ступиц) | 6,20 | |||
| Проверить: свободный ход педали тормоза | 0,80 | |||
| ход штоков тормозных камер | 0,50 | |||
| Отрегулировать: свободный ход педали тормоза | 2,70 | |||
| ход штоков тормозных камер | 9,30 | |||
| Проверить исправность привода и действие ручного тормоза | 2,60 | |||
| Отрегулировать ручной тормоз | 4,80 | |||
| Проверить крепление суппорта ручного тормоза | 0,80 | |||
| Закрепить суппорт ручного тормоза | 1,10 | |||
| 9 вариант | ||||
| Ходовая часть Проверить осмотром, правильность расположения (отсутствие перекоса) заднего моста | 1,00 | Визуально | Прибор СГМ-5,5 4 ч·мин Z=2 | Прибор СГМ-6 3 ч·мин Z=2 |
| Проверить осмотром состояние: рамы | 2,30 | Визуально Набор клю-чей | Гайковерт ГПА-3М 0,5 ч·мин Z=2 | Гайковерт ГПА-3М 0,5 ч·мин Z=2 |
| рессор | 0,80 | Вручную Набор клю-чей | Гайковерт ГПА-3М 5 ч·мин Z=2 | Гайковерт ГПА-3М 5 ч·мин Z=2 |
| дополнительных рессор | 0,40 | Вручную Набор клю-чей | Гайковерт ГПА-3М 0,5 ч·мин Z=2 | Гайковерт ГПА-3М 0,5 ч·мин Z=2 |
| кронштейнов рессор | 0,30 | |||
| амортизаторов | 0,40 | |||
| Проверить и закрепить: стремянки рессор | 11,00 | |||
| пальцы рессор | 2,50 | |||
| стремянки ушек рессор | 3,70 | |||
| амортизаторы | 3,50 | |||
| Проверить крепление: пальцев ушек рессор | 1,20 | |||
| вкладышей кронштейнов рессор | 1,50 | |||
| буксирной вилки | 0,40 | |||
| кронштейна запасного колеса | 0,80 | |||
| Закрепить: пальцы ушек рессор | 3,50 | |||
| вкладыши кронштейнов рессор | 5,00 | |||
| буксирную вилку | 2,70 | |||
| кронштейн запасного колеса | 0,90 | |||
| 10 вариант | ||||
| Система питания Проверить состояние и герметичность топливопроводов | 2,10 | Визуально | ||
| Закрепить соединения топливопроводов | 4,20 | Вручную | Люфтомер 1 ч·мин Z=1 | Люфтомер ЛУ-3 1,5 ч·мин Z=1 |
| Проверить состояние приборов системы питания | 1,00 | Вручную | Мех. индикатор 3,4 ч·мин Z=1 | Прибор ШТС-21 3 ч·мин Z=2 |
| Проверить: состояние муфты привода топливного насоса высокого давления | 24,00 | |||
| исправность механизма управления подачей топлива | 1,20 | |||
| исправность действия останова двигателя | 1,30 | |||
| работу двигателя | 5,50 | |||
| Проверить и закрепить: топливный насос высокого давления | 3,80 | |||
| форсунки | 3,00 | |||
| Снять форсунки двигателя для проверки | 10,00 | |||
| Проверить работу и отрегулировать форсунки на приборе | 25,00 | |||
| Установить форсунки на двигатель | 12,00 | |||
| Снять топливный насос высокого давления с двигателя для проверки | 6,20 | |||
| Проверить работу и отрегулировать на стенде топливный насос высокого давления | 6,00 | |||
| Установить топливный насос высокого давления на двигатель | 13,00 | |||
| Отрегулировать минимальные обороты холостого хода двигателя | 4,70 | |||
| Снять топливные фильтры грубой и тонкой очистки | 7,60 | |||
| Промыть в топливе корпусы топливных фильтров грубой и тонкой очистки | 14,40 | |||
| Заменить фильтрующие элементы топливных фильтров грубой и тонкой очистки | 8,00 | |||
| Установить топливные фильтры грубой очистки | 12,60 | |||
| Снять топливный бак для проверки | 3,20 | |||
| 11 вариант | ||||
| Электрооборудование Аккумуляторные батареи Проверить крепление аккумуляторных батарей | 1,50 | Линейка | Стенд 28 ч·мин Z=3 | Стенд 20 ч·мин Z=3 |
| Закрепить аккумуляторные батареи | 3,80 | Зазоромер Z=1 | Стенд 8 ч·мин Z=2 | Стенд 7 ч·мин Z=2 |
| Очистить поверхность аккумуляторных батарей от пыли, грязи и электролита | 3,60 | Вручную | Прибор 7 ч·мин Z=2 | Прибор 5 ч·мин Z=2 |
| Прочистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторных батарей | 1,50 | |||
| Проверить: уровень электролита в аккумуляторных батареях и долить дистиллированную воду | 7,70 | |||
| плотность электролита в аккумуляторных батареях | 2,10 | |||
| степень заряженности аккумуляторных батарей | 0,70 | |||
| Снять батареи для подзарядки и установить подзаряженные аккумуляторные батареи | 9,20 | |||
| Смазать клеммы и перемычки техническим вазелином | 0,40 | |||
| Генератор, стартер и реле-регулятор Очистить от пыли, грязи и масла наружную поверхность: генератора | 1,70 | |||
| стартера | 2,30 | |||
| реле-регулятора | 0,90 | |||
| Проверить крепление генератора | 0,60 | |||
| Закрепить генератор | 0,80 | |||
| Снять защитную ленту генератора | 2,30 | |||
| Проверить состояние коллектора и щеток генератора | 1,60 | |||
| Продуть полость генератора сжатым воздухом | 1,00 | |||
| Проверить затяжку винтов, крепящих щеточные контакты к щеткодержателю | 0,70 | |||
| Установить защитную ленту генератора | 2,90 | |||
| Заменить смазку в подшипниках генератора | 3,00 | |||
| Проверить вольтамперметром работу реле-регулятора и отрегулировать его | 4,90 | |||
| 12 вариант | ||||
| Проверить крепление стартера | 0,40 | Набор клю-чей 32,7 ч·мин | Гайковерт 21,6 ч·мин Z=2 | 4-х шпин-дельный гайковерт 5,4 ч·мин Z=3 |
| Закрепить стартер | 0,70 | Набор клю-чей | Гайковерт 0,5 ч·мин Z=2 | Гайковерт ГПА-3М 0,3 ч·мин Z=3 |
| Проверить крепление провода от аккумуляторной батареи к стартеру | 0,60 | Набор клю-чей | Гайковерт 0,7 ч·мин Z=2 | Гайковерт ГПА-3М 0,5 ч·мин Z=3 |
| Закрепить провод от аккумуляторной батареи к стартеру (на стартере) | 1,70 | Набор клю-чей | Гайковерт 0,8 ч·мин Z=2 | Гайковерт 0,4 ч·мин Z=3 |
| Снять стартер с двигателя | 2,80 | Набор клю-чей | Гайковерт 2,8 ч·мин Z=2 | Гайковерт 1,5 ч·мин Z=3 |
| Снять защитную ленту стартера | 0,60 | Ключ | Гайковерт И-319 12 ч·мин Z=2 | Гайковерт ОН-330-5 7 ч·мин Z=3 |
| Проверить состояние коллектора и щеток стартера | 0,40 | |||
| Очистить поверхность коллектора и щеток от грязи и нагара | 2,20 | |||
| Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных контактов к щеткодержателям | 0,20 | |||
| Проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря | 0,10 | |||
| Очистить внутреннюю поверхность реле стартера | 1,70 | |||
| Проверить регулировку реле стартера | 1,30 | |||
| Отрегулировать реле стартера | 0,70 | |||
| Установить защитную ленту стартера | 0,70 | |||
| Смазать подшипники стартера | 0,30 | |||
| Установить стартер | 6,30 | |||
| 13 вариант | ||||
| Приборы освещения и сигнализации Проверить действие: подфарников | 0,30 | На слух 4 ч·мин | Манометр Набор клю-чей 23,2 ч·мин Z=2 | Комплект манометров 10 ч·мин Z=3 |
| ламп щитка приборов | 0,30 | Вручную | ||
| задних фонарей | 0,40 | Вручную | Гайковерт 7 ч·мин Z=2 | Гайковерт 4 ч·мин Z=3 |
| указателей поворота | 0,50 | |||
| звукового сигнала | 0,30 | |||
| стоп-сигнала | 0,40 | |||
| Проверить направление световых лучей фар | 5,00 | |||
| Отрегулировать направление световых лучей фар | 4,00 | |||
| Проверить действие выключателя массы аккумуляторных батарей | 0,40 | |||
| Проверить крепление: подфарников | 0,30 | |||
| задних фонарей | 0,70 | |||
| звукового сигнала | 0,50 | |||
| Закрепить: подфарники | 1,00 | |||
| задние фонари | 0,60 | |||
| звуковой сигнал | 0,60 | |||
| Заменить лампу: фары | 1,00 | |||
| подфарника | 0,60 | |||
| заднего фонаря | 0,80 |






