Регулирование международного и национальных рынков ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним иI внутренним.

Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам, уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, опционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

• регулирование со стороны профессиональных участников ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, с другой эти организации сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через обществен­ное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является перво­причиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие задачи:

• поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

• защита участников рынка от недобросовестности и мошенниче­ства отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и пре­ступников вообще;

• обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

• создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стиму­лы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

• в определенных случаях — создание новых рынков, поддержка не­обходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начина­ний и нововведений и т.п.

Процесс регулирования на рынке пенных бумаг включает:

• создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разра­ботку законов, постановлений, инструкций, правил, методических по­ложений и других нормативных актов, которые ставят функционирова­ние рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

• отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиаталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

• контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

• применение системы санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Регулирование фондовых рынков в различных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей.

Первая предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка - саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции).

Вторая подразумевает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем большинстве стран степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране.

Государственное регулирование – это регулирование рынка ценных бумаг со стороны органов государственной власти (Комиссия по ценным бумагам США, Управление по финансовым услугам Великобритании, Немецкий федеральный банк и Федеральное ведомство по надзору за оказанием финансовых услуг, Комиссия по финансовым рынкам Франция, Япония – Агентство по финансовым услугам).

В США комиссия состоит из 5 членов, назначаемых Президентом при согласовании с Сенатом на срок 5 лет. При этом каждый год один член комиссии сменяется, что обеспечивает преемственность и непрерывность работы Комиссии. Один их членов Комиссии назначается Председателем комиссии, назначение председателя Комиссии или его смещение по конкретным причинам производится Президентом. Комиссия устанавливает самые общие Правила работы участников рынка, касающиеся справедливой торговли, предотвращения практики мошенничества и манипулирования, создания единой системы национального рынка, регистрации профучастников, саморегулируемых организаций, раскрытия информации и отчетности профучастниками и эмитентами, регистрации ценных бумаг.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бум со стороны государства осуществляется путем:

• установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

• регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

• лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

• обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

• поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

• систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);

• денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

• государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

• государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Саморегулируемые организации — это некоммерческие негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет регулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

• разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

• осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований к участникам рынка, обязательных для работы на данном рынке;

• контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

• информационная деятельность на рынке;

• обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами

Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация учреждается не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг и приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии, выдаваемо уполномоченным государственным органом. Условием функционирования организации является выполнение ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять государственные органы отчеты о своей деятельности.

Основные признаки саморегулируемой организации:

•добровольное объединение;

• членство — профессиональные участники рынка пенных бумаг;

• функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

• отношения с государством — государство передает ей часть сво­их функций.

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму

• ассоциации;

• профессиональных союзов;

• профессиональных общественных организаций.

Функции саморегулируемой организации:

• саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;

• поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка кадров для рынка ценных бумаг;

• отстаивание своих интересов на рынке и перед государством.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи или их союзы), объединения других различных групп профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как правило, находит отражение в их названиях.

Саморегулирование на американском рынке хорошо развито. Биржи, клиринговые корпорации, депозитарии, ассоциации профессиональных участников являются саморегулируемыми организациями (СРО). Любой брокер или дилер обязательно должен быть членом одной из СРО. Саморегулируемые организации регулируют деятельность брокеров и дилеров на основе принимаемых ими правил, которые утверждаются Комиссией. Размер членских взносов в СРО также утверждается Комиссией.

СРО имеют также контрольно-дисциплинарную функцию, проверяя выполнение профучастниками правил и стандартов СРО. У каждого брокера имеется основной инспектор. В случае незначительных нарушений СРО выдает своему члену предписания об устранении нарушений или штрафы в более серьезных случаях. Только при значительных нарушениях СРО сообщает об этом в Комиссию. Инспектора Комиссии по ценным бумагам регулярно проверяют исполнение надзорной функции СРО – проверяются соответствующие правила, отдельные результаты проверок. Комиссия может также проверить самостоятельно брокера или дилера и сравнить с результатами проверок СРО Банковские надзорные органы проверяют банки.

Каждый брокер или дилер должен зарегистрироваться в Комиссии и одновременно подать документы для вступления в одну из СРО.


[1] Мажоритарные акционеры – владельцы крупных пакетов акций;

Миноритарные акционеры – владельцы небольшого пакета акций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: