Она - дитя случая.
"Так всегда говорят индейские женщины и метиски без стыда и стеснения о
Своих внебрачных детях; и это вовсе не исключение, исключением, по-видимому,
Является скорее обратное. Дети... часто знают только свою мать, потому что
Все заботы и ответственность падают на нее; о своем отце они ничего не
Знают, да и женщине, повидимому, никогда не приходит в голову, что она или
ее дети могут иметь к нему какие-либо претензии".
То, что здесь цивилизованному человеку представляется странным, согласно
Материнскому праву и в условиях группового брака является попросту правилом.
У одних народов друзья и родные жениха или приглашенные на свадьбу гости
Предъявляют во время самой свадьбы унаследованное от древних времен право на
Невесту, причем жених оказывается последним в очереди; так было в древности на
Балеарских островах и у африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место
И в настоящее время. У других народов какое-нибудь должностное лицо,
|
|
Предводитель племени или рода, касик, шаман, жрец, князь, или как бы он ни
Назывался, является представителем общины и пользуется по отношению к невесте
Правом первой ночи. Вопреки всем усилиям неоромантиков смягчить этот факт, это
jus primae noctis {*28} существует еще и поныне как пережиток группового брака
у большинства обитателей Аляски (Банкрофт, "Туземные племена", I, 81), у таху
В Северной Мексике (там же, стр. 584) и у других народов; и оно существовало в
Течение всего средневековья - по крайней мере в странах, которые были
Первоначально кельтскими, например, в Арагоне, и где оно произошло
Непосредственно от группового брака. В то время как в Кастилии крестьянин
Никогда не был крепостным, в Арагоне царило крепостничество в самых гнусных
Формах вплоть до третейского решения Фердинанда Католика от 1486 года. В этом
документе сказано:
"Мы постановляем и объявляем, что вышеупомянутые господа" (senyors, бароны)
"...не имеют также права, когда крестьянин берет себе жену, спать с ней
Первую ночь, или, в знак своего владычества в свадебную ночь, когда жена
ляжет в постель, переступить через эту постель и упомянутую женщину;
Вышеупомянутые господа не имеют также права требовать услуг от дочери или
сына крестьянина против их воли, будь то за плату, или без платы".
(Оригинальный текст на каталонском языке цитируется у Зугенхейма,
"Крепостное право", Петербург, 1861, стр. 355.)