Своими наложницами. Именно существование рабства рядом с моногамией, наличие
Молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало
Моногамии с самого начала ее специфический характер, сделав ее моногамией
Только для женщины, но не для мужчины. Такой характер она сохраняет и в
Настоящее время.
У греков более позднего периода следует проводить различие между дорийцами и
Ионийцами. У первых, классическим образцом которых служит Спарта, брачные
Отношения во многом еще более архаичны, чем даже те, которые изображены
Гомером. В Спарте существует парный брак, видоизмененный в соответствии с
Принятыми там воззрениями на государство и во многих отношениях еще
Напоминающий групповой брак. Бездетные браки расторгаются: царь Анаксандрид
(за 560 лет до н. э.), имевший бездетную жену, взял вторую и вел два
Хозяйства; около того же времени царь Аристон, у которого были две бесплодные
Жены, взял третью, но зато отпустил одну из первых. С другой стороны,
Несколько братьев могли иметь общую жену; человек, которому нравилась жена его
Друга, мог делить ее с ним, и признавалось приличным предоставлять свою жену в
распоряжение, как выразился бы Бисмарк, здорового "жеребца", даже если тот не
Принадлежал к числу сограждан. Из одного места у Плутарха, где спартанка
Направляет к своему мужу поклонника, который домогается ее любви, можно
Заключить, согласно Шману, даже о еще большей свободе нравов. Действительное
Нарушение супружеской верности - измена жены за спиной мужа - было поэтому
Неслыханным делом. С другой стороны, Спарта, по крайней мере в лучшую свою
Эпоху, не знала домашнего рабства, крепостные илоты жили обособленно в
Имениях, поэтому у спартиатов было меньше соблазна пользоваться их женами.
Естественно, что в силу всех этих условий женщины в Спарте занимали гораздо
Более почетное положение, чем у остальных греков. Спартанские женщины и лучшая
Часть афинских гетер были в Греции единственными женщинами, о которых древние
Говорят с уважением и высказывания которых они признают заслуживающими
Упоминания.
Совершенно иное положение мы находим у ионийцев, для которых характерны Афины.
Девушки учились лишь прясть, ткать и шить, самое большее - немного читать и
Писать. Они жили почти затворницами, пользовались обществом лишь других
Женщин. Женский покой находился в обособленной части дома, в верхнем этаже или
В глубине, куда мужчинам, в особенности чужим, нелегко было проникнуть и куда