Наследовать его богатство, - такова была исключительная цель единобрачия,
Откровенно провозглашенная греками. В остальном же оно было для них бременем,
Обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую
Приходилось выполнять. В Афинах закон предписывал не только вступление в брак,
Но и выполнение мужем определенного минимума так называемых супружеских
обязанностей.{*47}
Таким образом, единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве
Основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше в
Качестве высшей формы этого союза. Напротив. Оно появляется как порабощение
Одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей
Предшествующей истории противоречия между полами. В одной старой
Ненапечатанной рукописи 1846 г., принадлежащей Марксу и мне, я нахожу
следующее: "Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для
производства детей".{*48} К этому я могу теперь добавить: первая появляющаяся
|
|
В истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между
Мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с
Порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим
Прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным
Богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же
Время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних
Осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие - это та
Клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу
Вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий.
Старая относительная свобода половых связей отнюдь не исчезла с победой
Парного брака или даже единобрачия.
"Старая система брака, введенная в более тесные границы в результате
Постепенного вымирания пуналуальных групп, все еще служила той средой, в
Которой развивалась семья, и тормозила ее развитие вплоть до первых
Проблесков цивилизации... она исчезла, наконец, перейдя в новую форму
Гетеризма, которая и в период цивилизации следует за людьми, точно мрачная
тень, лежащая на семье".
Под гетеризмом Морган понимает существующие наряду с единобрачием внебрачные
Половые связи мужчин с незамужними женщинами, что, как известно, процветает в
Самых различных формах на протяжении всего периода цивилизации и все более и
более превращается в неприкрытую проституцию.{*49} Этот гетеризм ведет свое