Семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были

Наследовать его богатство, - такова была исключительная цель единобрачия,

Откровенно провозглашенная греками. В остальном же оно было для них бременем,

Обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую

Приходилось выполнять. В Афинах закон предписывал не только вступление в брак,

Но и выполнение мужем определенного минимума так называемых супружеских

обязанностей.{*47}

Таким образом, единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве

Основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше в

Качестве высшей формы этого союза. Напротив. Оно появляется как порабощение

Одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей

Предшествующей истории противоречия между полами. В одной старой

Ненапечатанной рукописи 1846 г., принадлежащей Марксу и мне, я нахожу

следующее: "Первое разделение труда было между мужчиной и женщиной для

производства детей".{*48} К этому я могу теперь добавить: первая появляющаяся

В истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между

Мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с

Порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим

Прогрессом, но вместе с тем оно открывает, наряду с рабством и частным

Богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же

Время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних

Осуществляется ценой страданий и подавления других. Единобрачие - это та

Клеточка цивилизованного общества, по которой мы уже можем изучать природу

Вполне развившихся внутри последнего противоположностей и противоречий.

Старая относительная свобода половых связей отнюдь не исчезла с победой

Парного брака или даже единобрачия.

"Старая система брака, введенная в более тесные границы в результате

Постепенного вымирания пуналуальных групп, все еще служила той средой, в

Которой развивалась семья, и тормозила ее развитие вплоть до первых

Проблесков цивилизации... она исчезла, наконец, перейдя в новую форму

Гетеризма, которая и в период цивилизации следует за людьми, точно мрачная

тень, лежащая на семье".

Под гетеризмом Морган понимает существующие наряду с единобрачием внебрачные

Половые связи мужчин с незамужними женщинами, что, как известно, процветает в

Самых различных формах на протяжении всего периода цивилизации и все более и

более превращается в неприкрытую проституцию.{*49} Этот гетеризм ведет свое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: