Сопровождения рабыни; дома они буквально находились под стражей; Аристофан
Упоминает о молосских собаках, которых держали для устрашения нарушителей
Супружеской верности, а, по крайней мере в азиатских городах, для надзора за
Женщинами держали евнухов, которые уже во время Геродота фабриковались на
Острове Хиос для продажи и, согласно Ваксмуту, не для одних только варваров. У
Еврипида жена обозначается словом oikurema,{*45} как вещь для присмотра за
Хозяйством (слово это среднего рода), и для афинянина она действительно была,
Помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой. Муж занимался своими
Гимнастическими упражнениями, своими общественными делами, от участия в
Которых жена была отстранена; он, кроме того, имел еще часто к своим услугам
Рабынь, а в период расцвета Афин - широко распространенную и во всяком случае
Находившуюся под покровительством государства проституцию. Именно на почве
Этой проституции выработались единственные яркие типы греческих женщин,
Которые так же возвышались над общим уровнем женщин античности своим умом и
Художественным вкусом, как спартанки своим характером. Но то обстоятельство,
Что нужно было сначала сделаться гетерой, чтобы стать подлинной женщиной,
Служит самым суровым осуждением афинской семьи.
Эта афинская семья с течением времени сделалась образцом, по которому
Устраивали свои домашние порядки не только остальные ионийцы, но постепенно и
Все греки как внутри страны, так и в колониях. Однако, вопреки всему этому
Затворничеству и надзору, гречанки довольно часто находили возможность
Обманывать своих мужей, а последние, стыдившиеся обнаружить хотя бы
Какое-нибудь чувство любви к своим женам, развлекались всяческими любовными
Похождениями с гетерами; но унижение женщин мстило за себя и унижало самих
Мужчин, вплоть до того, что в конце концов они погрязли в противоестественной
Любви к мальчикам и лишили достоинства своих богов, как и самих себя, мифом о
Ганимеде.
Таково было происхождение моногамии, насколько мы можем проследить его у
Самого цивилизованного и наиболее развитого народа древности. Она отнюдь не
Была плодом индивидуальной половой любви, с которой она не имела абсолютно
Ничего общего, так как браки по-прежнему оставались браками по расчету. Она
Была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а
экономические условия {*46} - именно победа частной собственности над
Первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в