Женщины удалялись при посещении дома мужчинами. Женщины не выходили без

Сопровождения рабыни; дома они буквально находились под стражей; Аристофан

Упоминает о молосских собаках, которых держали для устрашения нарушителей

Супружеской верности, а, по крайней мере в азиатских городах, для надзора за

Женщинами держали евнухов, которые уже во время Геродота фабриковались на

Острове Хиос для продажи и, согласно Ваксмуту, не для одних только варваров. У

Еврипида жена обозначается словом oikurema,{*45} как вещь для присмотра за

Хозяйством (слово это среднего рода), и для афинянина она действительно была,

Помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой. Муж занимался своими

Гимнастическими упражнениями, своими общественными делами, от участия в

Которых жена была отстранена; он, кроме того, имел еще часто к своим услугам

Рабынь, а в период расцвета Афин - широко распространенную и во всяком случае

Находившуюся под покровительством государства проституцию. Именно на почве

Этой проституции выработались единственные яркие типы греческих женщин,

Которые так же возвышались над общим уровнем женщин античности своим умом и

Художественным вкусом, как спартанки своим характером. Но то обстоятельство,

Что нужно было сначала сделаться гетерой, чтобы стать подлинной женщиной,

Служит самым суровым осуждением афинской семьи.

Эта афинская семья с течением времени сделалась образцом, по которому

Устраивали свои домашние порядки не только остальные ионийцы, но постепенно и

Все греки как внутри страны, так и в колониях. Однако, вопреки всему этому

Затворничеству и надзору, гречанки довольно часто находили возможность

Обманывать своих мужей, а последние, стыдившиеся обнаружить хотя бы

Какое-нибудь чувство любви к своим женам, развлекались всяческими любовными

Похождениями с гетерами; но унижение женщин мстило за себя и унижало самих

Мужчин, вплоть до того, что в конце концов они погрязли в противоестественной

Любви к мальчикам и лишили достоинства своих богов, как и самих себя, мифом о

Ганимеде.

Таково было происхождение моногамии, насколько мы можем проследить его у

Самого цивилизованного и наиболее развитого народа древности. Она отнюдь не

Была плодом индивидуальной половой любви, с которой она не имела абсолютно

Ничего общего, так как браки по-прежнему оставались браками по расчету. Она

Была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а

экономические условия {*46} - именно победа частной собственности над

Первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: