Возросло, - из избранной части этих старейшин, что давало возможность для
Развития и усиления аристократического элемента, так именно и изображает нам
Дионисий совет героической эпохи, состоящим из знатных (κρατιστοι). В важных
Вопросах совет принимал окончательные решения; так, например, у Эсхила совет
Города Фивы принимает решающее при создавшемся положении по становление
Устроить Этеоклу почетные похороны, а труп Полиника выбросить на съедение
собакам.{*71} Впоследствии, когда было создано государство, этот совет
Превратился в сенат.
2. Народное собрание (αγορα). У ирокезов мы видели, что народ - мужчины и
Женщины - окружает собрание совета и, в установленном порядке участвуя в
Обсуждении, влияет, таким образом, на его решения. У гомеровских греков это
"окружение",{*72} употребляя старонемецкое судебное выражение, развилось уже в
Настоящее народное собрание, как это имело место также у древних германцев.
Оно созывалось советом для решения важных вопросов; каждый мужчина мог брать
слово. Решение принималось поднятием рук (у Эсхила в "Просительницах") или
Восклицаниями. Собранию принадлежала верховная власть в последней инстанции,
ибо, как говорит Шеман ("Греческие древности"),
"когда идет речь о деле для выполнения которого требуется содействие народа
Гомер не указывает нам никакого способа которым можно было бы принудить к
этому народ против его воли"
Ведь в то время, когда каждый взрослый мужчина в племени был воином, не
Существовало еще отделенной от народа публичной власти, которая могла бы быть
Ему противопоставлена. Первобытная демократия находилась еще в полном
Расцвете, и из этого мы должны исходить при суждении о власти и положении как
Совета, так и басилея.
3. Военачальник (basileus). Маркс замечает по этому поводу "Европейские
Ученые, в большинстве своем прирожденные придворные лакеи, превращают басилея
В монарха в современном смысле слова. Против этого протестует
Республиканец-янки Морган. Он говорит весьма иронически, но вполне справедливо
о елейном Гладстоне и его книге "Юность мира"
"Г-н Гладстон представляет нам греческих вождей героической эпохи в виде
Царей и князей, изображая их вдобавок джентльменами, но он сам должен
Признать что в общем обычай или закон первородства мы находим у них, по
видимому, достаточно, но не слишком реэко выраженным".{*73}
Надо полагать, что право первородства с такими оговорками и самому г-ну