Лишенным всякого значения.
Мы видели уже, как обстояло дело с наследованием должностей старейшин у
Ирокезов и других индейцев. Все должности были выборными в большинстве случаев
Внутри рода и постольку были наследственными в пределах последнего. При
Замещении освобождавшихся должностей постепенно стали отдавать предпочтение
Ближайшему сородичу - брату или сыну сестры, если не было причин обойти его.
Поэтому, если у греков при господстве отцовского права должность басилея
Обычно переходила к сыну или к одному из сыновей, то это лишь доказывает, что
Сыновья здесь могли рассчитывать на наследование в силу народного избрания, но
Отнюдь не говорит о признании законным наследования помимо такого избрания. В
Данном случае мы находим у ирокезов и греков лишь первый зародыш особых
Знатных семей внутри рода, а у греков к тому же еще и первый зародыш будущего
Наследственного предводительства, или монархии. Поэтому следует предположить,
|
|
Что у греков басилей должен был либо избираться народом, либо же утверждаться
Его признанными органами - советом или агорой, как это практиковалось по
отношению к римскому "царю" (rех).
В "Илиаде" "владыка мужей" Агамемнон выступает не как верховный царь греков, а
Как верховный командующий союзным войском перед осажденным городом. И на это
Его положение указывает в известном месте Одиссей, когда среди греков возникли
Раздоры: нехорошо многоначалие, один должен быть командующим и т. д. (дальше
Идет популярный стих с упоминанием о скипетре, но он был добавлен
позднее).{*74} "Одиссей не читает здесь лекции о форме правления, а требует
Повиновения главнокомандующему на войне. Для греков, которые под Троей
представляли собой только войско, агора ведется достаточно демократично:
Ахиллес, говоря о подарках, то есть о дележе добычи, всегда называет это делом
не Агамемнона или какого-нибудь другого басилея, но "сынов ахеян", то есть
народа. Эпитеты. "Зевсом рожденный", "Зевсом вскормленный" ничего не
Доказывают, так как каждый род ведет свое происхождение от одного из богов, а
род главы племени уже от "более знатного" бога, в данном случае - от Зевса.