double arrow

Гладстону представится достаточно, пусть это даже и не слишком резко выражено,

Лишенным всякого значения.

Мы видели уже, как обстояло дело с наследованием должностей старейшин у

Ирокезов и других индейцев. Все должности были выборными в большинстве случаев

Внутри рода и постольку были наследственными в пределах последнего. При

Замещении освобождавшихся должностей постепенно стали отдавать предпочтение

Ближайшему сородичу - брату или сыну сестры, если не было причин обойти его.

Поэтому, если у греков при господстве отцовского права должность басилея

Обычно переходила к сыну или к одному из сыновей, то это лишь доказывает, что

Сыновья здесь могли рассчитывать на наследование в силу народного избрания, но

Отнюдь не говорит о признании законным наследования помимо такого избрания. В

Данном случае мы находим у ирокезов и греков лишь первый зародыш особых

Знатных семей внутри рода, а у греков к тому же еще и первый зародыш будущего

Наследственного предводительства, или монархии. Поэтому следует предположить,

Что у греков басилей должен был либо избираться народом, либо же утверждаться

Его признанными органами - советом или агорой, как это практиковалось по

отношению к римскому "царю" (rех).

В "Илиаде" "владыка мужей" Агамемнон выступает не как верховный царь греков, а

Как верховный командующий союзным войском перед осажденным городом. И на это

Его положение указывает в известном месте Одиссей, когда среди греков возникли

Раздоры: нехорошо многоначалие, один должен быть командующим и т. д. (дальше

Идет популярный стих с упоминанием о скипетре, но он был добавлен

позднее).{*74} "Одиссей не читает здесь лекции о форме правления, а требует

Повиновения главнокомандующему на войне. Для греков, которые под Троей

представляли собой только войско, агора ведется достаточно демократично:

Ахиллес, говоря о подарках, то есть о дележе добычи, всегда называет это делом

не Агамемнона или какого-нибудь другого басилея, но "сынов ахеян", то есть

народа. Эпитеты. "Зевсом рожденный", "Зевсом вскормленный" ничего не

Доказывают, так как каждый род ведет свое происхождение от одного из богов, а

род главы племени уже от "более знатного" бога, в данном случае - от Зевса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: