Разделения труда между земледелием и ремеслом, торговлей и судоходством члены
Родов, фратрий и племен должны были весьма скоро перемешаться между собой; на
Территории фратрии и племени селились жители, которые, хотя и были
Соотечественниками, все же не принадлежали к этим объединениям, следовательно,
Были чужими в своем собственном месте жительства. Ведь каждая фратрия и каждое
Племя в мирное время сами управляли своими делами, не обращаясь в Афины к
Народному совету или басилею. Но те, кто жил на территории фратрии или
Племени, не принадлежа к ним, не могли, разумеется, принимать участия в этом
Управлении.
Все это так нарушило нормальное функционирование органов родового строя, что
Уже в героическую эпоху потребовалось принять меры для устранения этого. Было
Введено приписываемое Тезею устройство. Перемена состояла прежде всего в том,
Что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того
|
|
Находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее
Значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря
Этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем
Какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по
Соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло
Общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных
Племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и
Новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но
Этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя, ибо это был первый шаг
К осуществленному позднее допуску в состав граждан и тех лиц, которые являлись
Иноплеменниками во всей Аттике и полностью находились и продолжали оставаться
Вне афинского родового устройства. Второе, приписываемое Тезею, нововведение
Состояло в разделении всего народа, независимо от рода, фратрии или племени,
На три класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и
Демиургов, или ремесленников, и в предоставлении благородным исключительного
Права на замещение должностей. Впрочем, это разделение не привело к каким-либо
Результатам, кроме замещения должностей благородными, так как оно не
устанавливало никаких других правовых различий между классами.{*78} Но оно
Имеет важное значение, так как раскрывает перед нами новые, незаметно
Развившиеся общественные элементы. Оно показывает, что вошедшее в обычай