Замещение родовых должностей членами определенных семей превратилось уже в

Малооспариваемое право этих семей на занятие общественных должностей, что эти

Семьи, и без того могущественные благодаря своему богатству, начали

Складываться вне своих родов в особый привилегированный класс и что эти их

Притязания были освящены только еще зарождавшимся государством. Оно, далее,

Показывает, что разделение труда между крестьянами и ремесленниками упрочилось

уже настолько, что стало отодвигать на второй план общественное значение

Прежнего деления на роды и племена. Оно, наконец, провозглашает непримиримое

Противоречие между родовым обществом и государством; первая попытка

Образования государства состоит в разрыве родовых связей путем разделения

Членов каждого рода на привилегированных и непривилегированных и разделения

Последних, в свою очередь, на два класса соответственно роду их занятий, что

Противопоставляло их, таким образом, один другому.

Дальнейшая политическая история Афин вплоть до Солона известна далеко

Недостаточно. Должность басилея утратила свое значение; во главе государства

Стали избранные из среды благородных архонты. Господство знати все более и

Более усиливалось, пока около 600 г. до нашего летосчисления не сделалось

Невыносимым. Основным средством для подавления народной свободы служили при

Этом деньги и ростовщичество. Главное местопребывание знати было в Афинах и их

Окрестностях, где морская торговля, а вместе с ней морской разбой, которым при

Случае все еще занимались, обогащали эту знать и сосредоточивали в ее руках

Денежные богатства. Отсюда развивающееся денежное хозяйство проникало в

Сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный,

Основанный на натуральном хозяйстве образ жизни. Родовой строй абсолютно

Несовместим с денежным хозяйством; разорение мелких крестьян Аттики совпало с

Ослаблением охранявших их старых родовых уз. Долговая расписка и закладная на

Землю (ибо афиняне изобрели уже и ипотеку) не считались ни с родом, ни с

Фратрией. А старый родовой строй не знал ни денег, ни ссуды, ни денежных

Долгов. Поэтому в результате все шире распространявшегося денежного

Владычества знати было выработано также новое обычное право для того, чтобы

Обеспечить кредитора против должника, чтобы освятить эксплуатацию мелких

Крестьян владельцами денег. На полях Аттики всюду торчали закладные камни, на

Которых значилось, что данный участок заложен тому-то и тому-то за такую-то

Сумму денег. Поля, не обозначенные таким образом, были уже большей частью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: