Ряд новых общих интересов, для которых не было места внутри рода или фратрии и
Для обслуживания которых появилась, следовательно, потребность в новых
Должностях. Количество рабов значительно возросло и, вероятно, в ту пору уже
Намного превышало число свободных афинян; родовой строй первоначально совсем
Не знал рабства, а следовательно, не знал и средств, при помощи которых можно
Было держать в узде эту массу несвободных. И, наконец, торговля привлекала в
Афины множество чужестранцев, которые селились здесь ради легкой наживы; в
Силу старых порядков, они также оставались бесправными и беззащитными и,
Несмотря на традиционную терпимость, были беспокойным, чуждым элементом в
Народе.
Одним словом, родовой строй подходил к концу. Общество с каждым днем все более
Вырастало из его рамок; даже худшие из зол, возникавшие на глазах у всех, он
Не мог ни ограничить, ни устранить. Но тем временем незаметно развилось
Государство. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала
Между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда,
Создали новые органы для защиты своих интересов; были учреждены всякого рода
Должности. А затем молодому государству для ведения отдельных небольших войн и
Для охраны торговых судов потребовались прежде всего собственные военные силы,
Которые у занимавшихся мореплаванием афинян могли быть первоначально только
Морскими силами. Были учреждены, неизвестно за сколько времени до Солона,
навкрарии, небольшие территориальные округа, по двенадцати в каждом племени;
Каждая навкрария должна была поставить, вооружить и снабдить экипажем одно
Военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников. Это учреждение
Подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно создавало
Публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью
Вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных
Целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Какое
Это имело значение, будет видно из последующего.
Так как родовой строй не мог оказывать эксплуатируемому народу никакой помощи,
То оставалось рассчитывать только на возникающее государство. И оно
Действительно оказало эту помощь в виде организации управления, введенной
Солоном, снова усилившись в то же время за счет старого строя. Солон, - нас
Здесь не интересует способ, каким была проведена его реформа, относящаяся к