Теперь по своим занятиям на довольно устойчивые группы; каждая из них имела

Ряд новых общих интересов, для которых не было места внутри рода или фратрии и

Для обслуживания которых появилась, следовательно, потребность в новых

Должностях. Количество рабов значительно возросло и, вероятно, в ту пору уже

Намного превышало число свободных афинян; родовой строй первоначально совсем

Не знал рабства, а следовательно, не знал и средств, при помощи которых можно

Было держать в узде эту массу несвободных. И, наконец, торговля привлекала в

Афины множество чужестранцев, которые селились здесь ради легкой наживы; в

Силу старых порядков, они также оставались бесправными и беззащитными и,

Несмотря на традиционную терпимость, были беспокойным, чуждым элементом в

Народе.

Одним словом, родовой строй подходил к концу. Общество с каждым днем все более

Вырастало из его рамок; даже худшие из зол, возникавшие на глазах у всех, он

Не мог ни ограничить, ни устранить. Но тем временем незаметно развилось

Государство. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала

Между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда,

Создали новые органы для защиты своих интересов; были учреждены всякого рода

Должности. А затем молодому государству для ведения отдельных небольших войн и

Для охраны торговых судов потребовались прежде всего собственные военные силы,

Которые у занимавшихся мореплаванием афинян могли быть первоначально только

Морскими силами. Были учреждены, неизвестно за сколько времени до Солона,

навкрарии, небольшие территориальные округа, по двенадцати в каждом племени;

Каждая навкрария должна была поставить, вооружить и снабдить экипажем одно

Военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников. Это учреждение

Подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно создавало

Публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью

Вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных

Целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Какое

Это имело значение, будет видно из последующего.

Так как родовой строй не мог оказывать эксплуатируемому народу никакой помощи,

То оставалось рассчитывать только на возникающее государство. И оно

Действительно оказало эту помощь в виде организации управления, введенной

Солоном, снова усилившись в то же время за счет старого строя. Солон, - нас

Здесь не интересует способ, каким была проведена его реформа, относящаяся к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: