Возникла победоносная конкуренция старому могуществу знати, а, с другой,
Остатки старого родового строя лишились последней почвы. Роды, фратрии и
Племена, члены которых были рассеяны теперь по всей Аттике и окончательно
Перемешались между собой, стали поэтому совсем непригодными для роли
Политических объединений; множество афинских граждан не принадлежало ни к
Какому роду; это были пришельцы, которые хотя и получили права гражданства, но
Не были приняты ни в один из старых родовых союзов; наряду с этим еще имелось
Непрерывно возраставшее число чужеземных пришельцев, находившихся под
Покровительством.
Между тем борьба партий продолжалась; знать пыталась вернуть свои прежние
Привилегии и на короткое время одер жалаверх, пока революция Клисфена (509 г.
До нашего лето-счисления) не низвергла ее окончательно, а с ней вместе и
Последние остатки родового строя.
Новая организация управления, проведенная Клисфеном, игнорировала деление на
|
|
Четыре древних племени, основанных на родах и фратриях. Ее место заняла
Совершенно новая организация на основе уже испытанного в навкрариях разделения
Граждан только по месту их жительства. Решающее значение имела уже не
принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства;
Не народ подвергался делению, а территория; население в политическом отношении
Превращалось в простой придаток территории.
Вся Аттика была разделена на сто самоуправляющихся общино-кругов, или демов.
Живущие в каждом деме граждане (демоты) избирали своего старейшину (демарха) и
Казначея, а также тридцать судей, которым были подсудны мелкие тяжбы. Демы
Получали также собственный храм и бога покровителя или героя, для которого они
Выбирали священнослужителей. Высшая власть в деме принадлежала собранию
Демотов. Как справедливо замечает Морган, это - прообраз самоуправляющейся
Американской городской общины. Возникающее государство начало в Афинах с той
Же самой единицы, к которой приходит современное государство в результате
Своего высшего развития.
Десять таких единиц, демов, составляли племя, которое, однако, в отличие от
Старого родового племени стало называться теперь территориальным племенем. Оно
Было не только самоуправляющимся политическим, но также и военным
объединением, оно выбирало филарха {*79} или старейшину племени, который
Командовал конницей, таксиарха, командовавшего пехотой, и стратега,
Командовавшего всем войском, набранным на территории племени. Оно, далее,