В какой степени сложившееся в главных своих чертах государство соответствовало

Новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет

Богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором

Покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не

Антагонизмом между знатью и простым народом, а антагонизмом между рабами и

Свободными, между находившимися под покровительством и полноправными

Гражданами. Ко времени наивысшего расцвета Афин общее количество свободных

Граждан, включая женщин и детей, составляло приблизительно 90000 человек, а

Рабов обоего пола насчитывалось 365000 и состоявших под покровительством -

Чужеземцев и вольноотпущенников - 45000. На каждого взрослого гражданина

Мужского пола приходилось, таким образом, по меньшей мере 18 рабов и свыше

Двух находившихся под покровительством. Большое число рабов было связано с

Тем, что многие из них работали вместе в мануфактурах, в больших помещениях

Под надзором надсмотрщиков. Но с развитием торговли и промышленности

Происходило накопление и концентрация богатств в немногих руках, а также

Обнищание массы свободных граждан, которым только оставалось на выбор: или

Вступить в конкуренцию с рабским трудом, самим взявшись за ремесло, что

Считалось постыдным, низким занятием и не сулило к тому же большого успеха,

Или же превратиться в нищих. Они шли - при данных условиях неизбежно - по

Последнему пути, а так как они составляли массу населения, это привело к

Гибели и все афинское государство. Не демократия погубила Афины, как это

Утверждают европейские школьные педанты, пресмыкающиеся перед монархами, а

Рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным.

Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером

Образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в

Чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или

Внутреннего, - кратковременная узурпация власти Писистратом не оставила

Никаких следов, - с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко

Развитая форма государства, демократическая республика, возникает

Непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно

Известны все существенные подробности образования этого государства.

VI. РОД И ГОСУДАРСТВО В РИМЕ

Из сказания об основании Рима видно, что первое поселение было создано рядом

Объединившихся в одно племя латинских родов (согласно сказанию, их было сто),

К которым вскоре присоединилось одно сабельское племя, также будто бы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: