Новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет
Богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором
Покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не
Антагонизмом между знатью и простым народом, а антагонизмом между рабами и
Свободными, между находившимися под покровительством и полноправными
Гражданами. Ко времени наивысшего расцвета Афин общее количество свободных
Граждан, включая женщин и детей, составляло приблизительно 90000 человек, а
Рабов обоего пола насчитывалось 365000 и состоявших под покровительством -
Чужеземцев и вольноотпущенников - 45000. На каждого взрослого гражданина
Мужского пола приходилось, таким образом, по меньшей мере 18 рабов и свыше
Двух находившихся под покровительством. Большое число рабов было связано с
Тем, что многие из них работали вместе в мануфактурах, в больших помещениях
Под надзором надсмотрщиков. Но с развитием торговли и промышленности
Происходило накопление и концентрация богатств в немногих руках, а также
Обнищание массы свободных граждан, которым только оставалось на выбор: или
Вступить в конкуренцию с рабским трудом, самим взявшись за ремесло, что
Считалось постыдным, низким занятием и не сулило к тому же большого успеха,
Или же превратиться в нищих. Они шли - при данных условиях неизбежно - по
Последнему пути, а так как они составляли массу населения, это привело к
Гибели и все афинское государство. Не демократия погубила Афины, как это
Утверждают европейские школьные педанты, пресмыкающиеся перед монархами, а
Рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным.
Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером
Образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в
Чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или
Внутреннего, - кратковременная узурпация власти Писистратом не оставила
Никаких следов, - с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко
Развитая форма государства, демократическая республика, возникает
Непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно
Известны все существенные подробности образования этого государства.
VI. РОД И ГОСУДАРСТВО В РИМЕ
Из сказания об основании Рима видно, что первое поселение было создано рядом
Объединившихся в одно племя латинских родов (согласно сказанию, их было сто),
К которым вскоре присоединилось одно сабельское племя, также будто бы