Племя, также имевшее, по преданию, сто родов. Весь рассказ с первого взгляда
Свидетельствует о том, что здесь не было ничего естественно сложившегося,
Кроме рода, да и последний в некоторых случаях был лишь ветвью первоначального
Рода, продолжавшего существовать на старой родине. На племенах лежит печать
Искусственного образования, однако большей частью из родственных элементов и
По образцу древнего, естественно выросшего, а не искусственно созданного
Племени, при этом не исключено, что ядром каждого из трех племен могло служить
Подлинное старое племя. Промежуточное звено, фратрия, состояло из десяти родов
И называлось курией, их было, таким образом, тридцать.
Общепризнано, что римский род был таким же институтом, как и род греческий,
Если греческий род представляет собой дальнейшее развитие той общественной
Ячейки, первобытную форму которой мы находим у американских краснокожих, то
Это целиком относится и к римскому роду. Мы можем поэтому быть здесь более
Краткими.
Римский род, по крайней мере в древнейшую пору существования города, имел
следующее устройство:
Взаимное право наследования членов рода, имущество оставалось внутри рода.
Так как в римском роде, как и в греческом, господствовало уже отцовское право,
То потомство по женской линии исключалось из наследования. По законам
Двенадцати таблиц, древнейшему известному нам писаному памятнику римского
Права, в первую очередь наследовали дети как прямые наследники, за их
Отсутствием - агнаты (родственники по мужской линии), а за отсутствием
Последних - члены рода. Во всех случаях имущество оставалось внутри рода. Мы
Видим здесь постепенное проникновение в родовой обычай новых, порожденных
Ростом богатства и моногамией правовых норм первоначально равное право
Наследования всех членов рода ограничивается на практике сначала - и, как
Указывалось выше, очень рано - агнатами, а в конечном счете детьми и их
потомством по мужской линии, в Двенадцати таблицах это, само собой разумеется,
Представлено в обратном порядке.
Обладание общим местом погребения. Патрицианский род Клавдиев при
Переселении из города Регилл в Рим получил участок земли и, кроме того, в
Самом городе общее место погребения. Еще при Августе привезенная в Рим голова
погибшего в Тевтобургском лесу Вара была погребена в gentilitius tumulus {*81}
- род (Квинтилиев), следовательно, имел еще особый могильный курган.{*82}
3. Общие религиозные празднества. Эти sacra gentilitia {*83} известны.