Свой век. Он был взорван разделением труда и его последст вием - расколом
Общества на классы. Он был заменен государством.
* * *
Выше мы рассмотрели в отдельности три главные формы, в которых государство
Поднимается на развалинах родового строя. Афины представляют собой самую
Чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает
Непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей,
Развивающихся внутри самого родового общества. В Риме родовое общество
Превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне
Этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса
Взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в
Котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия и плебс. Наконец,
У германских победителей Римской империи государство возникает как
Непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для
|
|
Господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Но так как с
Этим завоеванием не связаны ни серьезная борьба с прежним населением, ни более
Прогрессивное разделение труда; так как уровень экономического развития
Покоренных народов и завоевателей почти одинаков, и экономическая основа
Общества остается, следовательно, прежней, то родовой строй может продолжать
Существовать в течение целых столетий в измененной, территориальной форме в
Виде маркового строя и даже на некоторое время восстанавливаться в более
Слабой форме в позднейших дворянских и патрицианских родах, и даже в родах
крестьянских, как это было, например, в Дитмаршене.{*122}
Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной
обществу. Государство не есть также "действительность нравственной идеи",
"образ и действительность разума", как утверждает Гегель. Государство есть
Продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание,
Что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой,
Раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно
Бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми
Экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной
Борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом,
сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта
Сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более