Экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил

Свой век. Он был взорван разделением труда и его последст вием - расколом

Общества на классы. Он был заменен государством.

* * *

Выше мы рассмотрели в отдельности три главные формы, в которых государство

Поднимается на развалинах родового строя. Афины представляют собой самую

Чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает

Непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей,

Развивающихся внутри самого родового общества. В Риме родовое общество

Превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне

Этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса

Взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в

Котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия и плебс. Наконец,

У германских победителей Римской империи государство возникает как

Непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для

Господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Но так как с

Этим завоеванием не связаны ни серьезная борьба с прежним населением, ни более

Прогрессивное разделение труда; так как уровень экономического развития

Покоренных народов и завоевателей почти одинаков, и экономическая основа

Общества остается, следовательно, прежней, то родовой строй может продолжать

Существовать в течение целых столетий в измененной, территориальной форме в

Виде маркового строя и даже на некоторое время восстанавливаться в более

Слабой форме в позднейших дворянских и патрицианских родах, и даже в родах

крестьянских, как это было, например, в Дитмаршене.{*122}

Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной

обществу. Государство не есть также "действительность нравственной идеи",

"образ и действительность разума", как утверждает Гегель. Государство есть

Продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание,

Что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой,

Раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно

Бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми

Экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной

Борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом,

сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта

Сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: