Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан - налоги

Последние были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем

достаточно хорошо. С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно;

Государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. И

Об этом старушка Европа может порассказать немало.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся,

Как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с

Которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если

Бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они

Должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых

Они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский

служитель цивилизованного государства имеет больше "авторитета", чем все

Органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и

Крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы

Позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению,

Которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит

Внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто

Вне его и над ним.

Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность

Классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих

Классов, то оно по общему правилу является государством

Самого-могущественного, экономически господствующего класса, который при

Помощи государства становится также политически господствующим классом и

Приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации

Угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством

Рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство - органом

Дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное

Представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда

Капиталом. В виде исключения встречаются, однако, периоды, когда борющиеся

Классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время

Получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как

Кажущаяся посредница между ними. Такова абсолютная монархия XVII и XVIII

веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга;

Таков бонапартизм Первой и особенно Второй империи во Франции, который


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: