Последние были совершенно не известны родовому обществу. Но мы теперь их знаем
достаточно хорошо. С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно;
Государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. И
Об этом старушка Европа может порассказать немало.
Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся,
Как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с
Которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если
Бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они
Должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых
Они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский
служитель цивилизованного государства имеет больше "авторитета", чем все
Органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и
Крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы
Позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению,
Которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит
Внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто
Вне его и над ним.
Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность
Классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих
Классов, то оно по общему правилу является государством
Самого-могущественного, экономически господствующего класса, который при
Помощи государства становится также политически господствующим классом и
Приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации
Угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством
Рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство - органом
Дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное
Представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда
Капиталом. В виде исключения встречаются, однако, периоды, когда борющиеся
Классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время
Получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как
Кажущаяся посредница между ними. Такова абсолютная монархия XVII и XVIII
веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга;
Таков бонапартизм Первой и особенно Второй империи во Франции, который