И частой переменой местожительства, обусловленными торговой деятельностью

Сменой рода занятий, отчуждением земельной собственности. Члены родовых

Объединений не могли уже собираться для рассмотрения своих собственных общих

Дел; кое-как улаживались еще только незначительные дела, такие как проведение

Религиозных празднеств. Наряду с потребностями и интересами, обеспечивать

Которые были призваны приспособленные для этого родовые объединения, в

Результате переворота в условиях производства и вызванных им изменений в

Общественной структуре возникли новые потребности и интересы, не только чуждые

Древнему родовому строю, но и во всех отношениях противоположные ему. Интересы

Ремесленных групп, возникших благодаря разделению труда, особые потребности

Города в противоположность деревне требовали новых органов, но каждая из этих

Групп состояла из людей самых различных родов, фратрий и племен, включала даже

Чужестранцев; эти органы должны были поэтому возникать вне родового строя,

Рядом с ним, а вместе с тем и в противовес ему. - И в каждом родовом

Объединении сказывалось, в свою очередь, это столкновение интересов,

Достигавшее своей наибольшей остроты там, где богатые и бедные, ростовщики и

Должники были соединены в одном и том же роде и в одном и том же племени, - К

Тому же имелась масса нового, чуждого родовым общинам, населения, которое

Могло стать силой в стране, как это было в Риме, и притоm было слишком

Многочисленно, чтобы его можно было постепенно включить в основанные на

Кровном родстве роды и племена. Этой массе родовые общины противостояли как

Замкнутые, привилегированные корпорации; первобытная естественно выросшая

Демократия превратилась в ненавистную аристократию - Наконец, родовой строй

Вырос из общества, не знавшего никаких внутренних противоположностей, и был

Приспособлен только к нему. У него не было никаких других средств принуждения,

Кроме общественного мнения. Здесь же возникло общество, которое в силу всех

Своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и

Рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, - общество,

Которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно

Было все больше обострять их. Такое общество могло существовать только в

Непрекращающейся открытой борьбе между этими классами или же под господством

Третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла

Их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большее только в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: