регулируется не согласно сообща обдуманному плану, а слепыми законами, которые
Проявляются со стихийной силой, в последней инстанции - в бурях периодических
Торговых кризисов.
Мы видели, как на сравнительно ранней ступени развития производства рабочая
Сила человека становится способной давать значительно больше продуктов, чем
Это необходимо для существования производителя, и что эта ступень развития в
Основном есть та самая ступень, на которой возникает разделение труда и обмен
Между отдельными лицами. И немного потребовалось теперь времени для того,
чтобы открыть великую "истину", что человек также может быть товаром, что силу
человека {*123} можно обменивать и потреблять, если превратить человека в
Раба. Едва люди начали менять, как уже они сами стали предметами обмена.
Действительный залог превратился в страдательный - хотели того люди или нет.
С появлением рабства, достигшего при цивилизации своего наивысшего развития,
|
|
Произошло первое крупное разделение общества на эксплуатирующий и
Эксплуатируемый классы. Это разделение продолжало существовать в течение всего
Периода цивилизации. Рабство - первая форма эксплуатации, присущая античному
Миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое
Время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох
Цивилизации; открытое, а с недавних пор замаскированное рабство всегда ее
Сопровождает.
Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация, экономически
Характеризуется: 1) введением металлических денег, а вместе с тем и денежного
Капитала, процента и ростовщичества; 2) появлением купцов как посреднического
Класса между производителями; 3) возникновением частной собственности на землю
И ипотеки и 4) появлением рабского труда как господствующей формы
Производства. Цивилизации соответствует и вместе с ней окончательно утверждает
Свое господство новая форма семьи - моногамия, господство мужчины над женщиной
И отдельная семья как хозяйственная единица общества. Связующей силой
Цивилизованного общества служит государство, которое во все типичные периоды
Является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях
Остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого
Класса. Для цивилизации характерно еще следующее: с одной стороны, закрепление
Противоположности между городом и деревней как основы всего общественного