Задачи: отбор направлений, объектов мониторинга; создание диагностической базы мониторинга; обобщенный анализ и принятие управленческих решений

Проведение массового изучения качества обучения позволяет получить достоверную информацию о состоянии, проблемах и факторах, влияющих на результаты деятельности педагогического коллектива, уровне управления качеством профильного образования. В частности:

1. Анализ систематической информации о текущем состоянии учебно-воспитательной работы позволит судить о педагогической эффективности содержания профильного обучения в школе. Открывается возможность оперативного вмешательства и внесения своевременных корректив в педагогический процесс.

2. Изучение деятельности учителей, работающих в профильных классах и предпрофильных группах, приводит к выявлению передового педагогического опыта, их обобщению и распространению, а в отдельных случаях - и к "взращиванию" передового опыта.

3. Накопление и систематизация полученной управленческой информации и создание баз данных является основой для научного анализа тенденций и перспектив развития содержания образования и процесса обучения в профильной школе. Наличие информационного банка данных - необходимая основа для организации не только количественного и качественного, но и других важных видов стратегического анализа: корреляционного, дисперсионного, факторного.

4. Анализ применяемых методов и форм проверки в ходе мониторинга усовершенствует саму методику проведения мониторинга качества образования, в том числе и массовых измерений уровня обученности.

Направления педагогического мониторинга: результаты образовательной деятельности, содержание и технологии обучения, структура образовательного процесса, ресурсное обеспечение образовательного процесса, схема социально – педагогического мониторинга в образовательном учреждении.

Принципами реализации организационно-технологической схемы мониторинга муниципальной методической службы являются:

1. Реалистичность требований, норм и показателей мониторинга, их социальной и личностной значимости;

2. Открытость и прозрачность мониторинговых и статистических процедур;

3. Полнота и достоверность информации о состоянии и качестве методической работы, полученной в результате мониторинговых исследований;

4. Открытость и доступность информации о результатах мониторинговых исследований для заинтересованных групп пользователей.

Условиями успешной реализации организационно-технологической схемы функционирования мониторинга методической работы являются:

1. Наличие кадрового ресурса на каждом уровне муниципальной методической службы, способного работать с информацией (в том числе и с использованием новых технологий), инициировать принятие адекватных управленческих решений в данной системе и решать поставленные перед ним задачи.

2. Наличие единого критериального и программно-технического комплекса, позволяющего устранить языковые барьеры в информационном обмене между уровнями субъектов принятия управленческих решений в системе муниципальной методической службы.

3. Наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей как деятельность отдельных уровней субъектов принятия управленческих решений в системе образования, так и их взаимодействие друг с другом и с субъектами внешней среды.

Результатом реализации организационно-технологической схемы функционирования мониторинга методической

работы - целостная многоуровневая система мониторинга и статистики, обеспечивающая объективное информационное отражение состояния муниципальной методической службы как части муниципальной системы образования, аналитическое обобщение результатов деятельности образовательных учреждений и субъектов системы образования на основе статистических данных, разработку прогноза ее обеспечения и развития.

Проектирование управленческой деятельности в образовательном пространстве профильной школы. Задачи: перестройка управления, обновление содержания образования, освоение современных технологий обучения, социальная защита учащихся и педагогов, развитие систем повышения квалификации кадров, создание системы внутришкольного педагогического мониторинга.

Проектирование управленческой деятельности в условиях профильного обучения – это создание педагогического мониторинга, практика развития которого включает:

  • отбор направлений, объектов мониторинга;
  • проведение отслеживаний по каждому направлению на диагностической основе;
  • обобщение и анализ результатов, принятие управленческих решений.

Для управления качеством образования можно выделить следующие показатели школьного мониторинга:

  • достижения учащихся (результаты образовательного процесса);
  • изменения в образовательном процессе (показатели качества образовательного процесса);
  • уровень компетентности педагогов;
  • ресурсное обеспечение образовательного процесса;
  • взаимодействие школы с другими учреждениями;
  • взаимодействие школы с родителями.

Методическое проектирование состоит из:

  • изучения мнения обучающихся, родителей о целесообразности внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • пересмотра функциональных обязанностей управленческого персонала;
  • приведения в систему нормативного образования (корректировка локальных актов);
  • создания базы психолого-педагогического мониторинга;
  • осуществления педагогического мониторинга, ресурсного обеспечения образовательного процесса;
  • обеспечения отслеживания результативности введения системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • обновления направлений методической работы, введение приоритетных направлений деятельности, связанной с особенностями предпрофильной подготовки и профильного обучения, с новыми формами итоговой аттестации (9 кл.,11 кл.).

Осуществляя проектирование управленческой деятельностью в профильнйо школе, необходимо учитывать условия эффективного управления:

  • коллегиальный стиль управления:
  • корпоративная культура персонала;
  • достоверная информация о динамике состояния объектов управления.

Важно знать, что механизмом управления является мониторинг компонентов образовательного процесса профильной школы с целью выявления их соответствия прогнозируемым результатам и своевременному регулированию и коррекции.

Содержание образования профильной школы: концептуальная и инструктивно – методическая база обновления содержания образования; диагностические основы организации содержания образования; стратегия развития содержания образования в данном образовательном учреждении (ОУ); конструирование учебного плана ОУ; программно – методическое обеспечение развития содержания образования.

Концептуальная база выражает теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нём на всех этапах исследования, служит структурным основанием для построения всех последующих моделей. Модель реального состояния отражаемого процесса выступает как результат измерения введённых в концептуальную модель переменных. По назначению выделяют дискриптивные (описательные), объяснительные и прогностические модели с одной стороны, и модели прескриптивные (предписывающие), нормативные – с другой.

Педагог имеет возможность развивать на занятиях все психические функции школьника. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ученика. Поэтому диагностика реальных возможностей учащихся представляет собой обширное поле деятельности.

Для создания целостной системы информационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей необходимо определить содержание информации, ее объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни потребления (административно-управленческий -- директор, заместители директора, руководители структурных подразделений; педагогический -- методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования). Далее определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться (информационный банк и т.д.).

В образовательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эту задачу необходимо включать в план деятельности методической службы учреждений дополнительного образования.

Задания на мониторинг предусматривает следующие этапы:

-определение целей;

-подготовку плана проведения исследования;

- разработку инструментария;

- проведение опроса;

- обработку и анализ полученных результатов;

- написание отчета и рекомендаций;

- публикацию результатов.

Выполнение задания включает в себя:

- предварительное задание на мониторинг;

- задание на мониторинг;

- создание рабочего проекта на мониторинг;

- уточнение задания;

- создания инструментария;

- сбор данных (проведение опросов);

- обработка результатов (перенос на магнитный носитель, контроль и

обработка);

- первичный анализ результатов;

- валидизация (обсуждение);

- подготовка заключительных документов;

- использование результатов в управленческой деятельности.

Для выполнения задания привлекаются дополнительные каналы:

- непосредственные опросы методистов, педагогов и др.;

- данные статистики (государственной, ведомственной и т.д.);

- оценки экспертов и экспертных групп;

- информация СМИ (пресса, радио, телевидение);

- другие, в том числе и нетрадиционные, каналы получения информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: