Упражнение 7

Возьмите большой лист бумаги. На нем вы будете рисо­вать таблицу, похожую на систему рэкета, которая, однако, представляет собой ее позитивную противоположность. Мо­жете назвать ее «системой автономии».

Вновь нарисуйте три колонки. Левую назовите «модерни­зированные убеждения и чувства», среднюю — «автономные проявления», а третья будет иметь такое же название, как и в системе рэкета, — «подкрепляющие воспоминания». В колон­ке «модернизированные убеждения и чувства» напишите под­заголовки для убеждений о себе, других и жизни, как и в сис­теме рэкета.

Вновь обратитесь к ситуации, которую вы вспомнили при заполнении таблицы системы рэкета. Начните с убеждений о себе. Изменив свое убеждение, что позитивного вы можете сказать о себе? Например, человек, сценарное убеждение ко­торого было «Со мной что-то не в порядке», может написать: «Я вполне приятный человек и хорош такой, какой я есть». Здесь и далее важно использовать позитивные слова. Избегай­те негативных слов, типа: «не», «бросить», «терять», «без». Ес­ли ваш первый вариант состоит из таких слов, перефразируй­те его таким образом, чтобы в нем присутствовали только по­зитивные слова. Вместо «У меня нет никаких недостатков» можно использовать позитивную формулировку «Я вполне хо­роший человек».

Затем аналогичным образом измените ваши убеждения о других людях и жизни, используя позитивные слова.

Подзаголовку таблицы системы рэкета «подавленные чув­ства» в таблице системе автономии соответствует подзаголо­вок «выражаемые аутентичные чувства». Отметьте в нем те же аутентичные чувства, которые вы записали в первой таблице. Вновь представьте себя в этой ситуации и вообразите, как бы вы могли выразить свое аутентичное чувство, чтобы завер­шить ситуацию. После этого переходите к колонке — «авто­номные проявления». И вновь постарайтесь представить себя на экране видео. Однако на этот раз проиграйте ситуацию та­ким образом, чтобы вы вели себя в ней позитивно, находи­лись вне сценария и испытывали аутентичное, а не рэкетное чувство. В подзаголовке «внешне наблюдаемые проявления поведения» отметьте слова, жесть! и так далее, которые под­мечаете у себя при позитивном проигрывании.

Так же заполните рубрику «внутренне отмечаемые пере­живания» для новой версии ситуации. Какие приятные чувст­ва вы испытываете? Чувствуете ли напряжение, которое ранее не замечали? Если это так, решили ли вы снять напряжение? Что произойдет, если вы избавитесь от него?

В автономной системе не надо фантазировать (любые фантазии являются частью системы рэкета.) Вместо этого на­пишите заголовок «планы и позитивные наблюдения», рубри­ку можно заполнить в часы отдыха. В него можно включить планирование жизни Взрослым. При этом будущие ситуации должны протекать позитивно, как вы и планируете, а не рэкетным путем, который вы проанализировали раньше. Нако­нец, заполните колонку «подкрепляющие воспоминания». По всей видимости, вы вспомните несколько позитивных ситуа­ций из вашего прошлого, которые напоминают ситуацию, проигрываемую в настоящий момент. А если вы не можете припомнить ни одного случая? Тогда придумайте несколько ситуаций. Воспоминание о выдуманных позитивных ситуаци­ях действует не менее эффективно, чем воспоминание о си­туациях реальных.

Таким образом, вы получили первоначальный вариант ва­шей системы автономии. Как и с системой рэкета, вторую таблицу можно дополнять и изменять.

Представьте себе, что заполненная таблица вашей систе­мы рэкета на несколько сантиметров выходит из-под второй таблицы. В будущем любое положение системы рэкета можно, опустив таблицу, сравнить с соответствующим пунктом систе­мы автономии. С этого пункта будет действовать система автономии, и вы больше не будете попадать в привычные рэкетные ловушки. Возможно, вы откроете для себя несколько «окон». Чем больше их будет, тем легче выйти из системы рэкета и стать автономным. Каждый раз, делая подобный шаг, вы облегчаете себе возможность совершать подобные дейст­вия в будущем.

Техника 10. Игры и анализ игр

Упражнение 1

Припомните какое-либо неприятное взаимодействие из вашего недалекого прошлого, подходящее под характеристику игр, и опишите эту ситуацию в терминах «формулы И». Про­верьте, присущи ли вашей ситуации пять характерных особен­ностей игр. Отметьте также, как вы себя чувствовали в конце ситуации. Знакомо ли вам это чувство?

Упражнение 2

Вернитесь к примеру с вашей игрой. Какой девиз написан спереди и сзади на вашей футболке?

Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по 2—3 человека. Каждый член подгруппы интуитивно пишет де­визы на спине и груди товарищей. После обменяйтесь впечат­лениями. Не беспокойтесь о том, что вы недостаточно хорошо знаете партнеров. Ведь мы умеем прочитывать послания, ос­новываясь на первых впечатлениях.

Это упражнение можно проделать с людьми, с которыми вы хорошо знакомы. При этом вы можете узнать о себе много интересного, если сравните различные девизы, которые раз­ные люди прочитали на вашей футболке.

Упражнение 3

Определите различные стадии «формулы И» в своей игре. Какими посланиями на психологическом уровне вы обмени­вались на каждой стадии игры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: