Возьмите большой лист бумаги. На нем вы будете рисовать таблицу, похожую на систему рэкета, которая, однако, представляет собой ее позитивную противоположность. Можете назвать ее «системой автономии».
Вновь нарисуйте три колонки. Левую назовите «модернизированные убеждения и чувства», среднюю — «автономные проявления», а третья будет иметь такое же название, как и в системе рэкета, — «подкрепляющие воспоминания». В колонке «модернизированные убеждения и чувства» напишите подзаголовки для убеждений о себе, других и жизни, как и в системе рэкета.
Вновь обратитесь к ситуации, которую вы вспомнили при заполнении таблицы системы рэкета. Начните с убеждений о себе. Изменив свое убеждение, что позитивного вы можете сказать о себе? Например, человек, сценарное убеждение которого было «Со мной что-то не в порядке», может написать: «Я вполне приятный человек и хорош такой, какой я есть». Здесь и далее важно использовать позитивные слова. Избегайте негативных слов, типа: «не», «бросить», «терять», «без». Если ваш первый вариант состоит из таких слов, перефразируйте его таким образом, чтобы в нем присутствовали только позитивные слова. Вместо «У меня нет никаких недостатков» можно использовать позитивную формулировку «Я вполне хороший человек».
|
|
Затем аналогичным образом измените ваши убеждения о других людях и жизни, используя позитивные слова.
Подзаголовку таблицы системы рэкета «подавленные чувства» в таблице системе автономии соответствует подзаголовок «выражаемые аутентичные чувства». Отметьте в нем те же аутентичные чувства, которые вы записали в первой таблице. Вновь представьте себя в этой ситуации и вообразите, как бы вы могли выразить свое аутентичное чувство, чтобы завершить ситуацию. После этого переходите к колонке — «автономные проявления». И вновь постарайтесь представить себя на экране видео. Однако на этот раз проиграйте ситуацию таким образом, чтобы вы вели себя в ней позитивно, находились вне сценария и испытывали аутентичное, а не рэкетное чувство. В подзаголовке «внешне наблюдаемые проявления поведения» отметьте слова, жесть! и так далее, которые подмечаете у себя при позитивном проигрывании.
Так же заполните рубрику «внутренне отмечаемые переживания» для новой версии ситуации. Какие приятные чувства вы испытываете? Чувствуете ли напряжение, которое ранее не замечали? Если это так, решили ли вы снять напряжение? Что произойдет, если вы избавитесь от него?
В автономной системе не надо фантазировать (любые фантазии являются частью системы рэкета.) Вместо этого напишите заголовок «планы и позитивные наблюдения», рубрику можно заполнить в часы отдыха. В него можно включить планирование жизни Взрослым. При этом будущие ситуации должны протекать позитивно, как вы и планируете, а не рэкетным путем, который вы проанализировали раньше. Наконец, заполните колонку «подкрепляющие воспоминания». По всей видимости, вы вспомните несколько позитивных ситуаций из вашего прошлого, которые напоминают ситуацию, проигрываемую в настоящий момент. А если вы не можете припомнить ни одного случая? Тогда придумайте несколько ситуаций. Воспоминание о выдуманных позитивных ситуациях действует не менее эффективно, чем воспоминание о ситуациях реальных.
|
|
Таким образом, вы получили первоначальный вариант вашей системы автономии. Как и с системой рэкета, вторую таблицу можно дополнять и изменять.
Представьте себе, что заполненная таблица вашей системы рэкета на несколько сантиметров выходит из-под второй таблицы. В будущем любое положение системы рэкета можно, опустив таблицу, сравнить с соответствующим пунктом системы автономии. С этого пункта будет действовать система автономии, и вы больше не будете попадать в привычные рэкетные ловушки. Возможно, вы откроете для себя несколько «окон». Чем больше их будет, тем легче выйти из системы рэкета и стать автономным. Каждый раз, делая подобный шаг, вы облегчаете себе возможность совершать подобные действия в будущем.
Техника 10. Игры и анализ игр
Упражнение 1
Припомните какое-либо неприятное взаимодействие из вашего недалекого прошлого, подходящее под характеристику игр, и опишите эту ситуацию в терминах «формулы И». Проверьте, присущи ли вашей ситуации пять характерных особенностей игр. Отметьте также, как вы себя чувствовали в конце ситуации. Знакомо ли вам это чувство?
Упражнение 2
Вернитесь к примеру с вашей игрой. Какой девиз написан спереди и сзади на вашей футболке?
Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по 2—3 человека. Каждый член подгруппы интуитивно пишет девизы на спине и груди товарищей. После обменяйтесь впечатлениями. Не беспокойтесь о том, что вы недостаточно хорошо знаете партнеров. Ведь мы умеем прочитывать послания, основываясь на первых впечатлениях.
Это упражнение можно проделать с людьми, с которыми вы хорошо знакомы. При этом вы можете узнать о себе много интересного, если сравните различные девизы, которые разные люди прочитали на вашей футболке.
Упражнение 3
Определите различные стадии «формулы И» в своей игре. Какими посланиями на психологическом уровне вы обменивались на каждой стадии игры?