Введение

ЗЕРКАЛО МУДРОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Выпуск 2

В. Н. Пупышев

ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

УЛАН-УДЭ 1992

ВВЕДЕНИЕ

Первые сведения о тибетской медицине были получены европейскими учеными около 200 лет тому назад. В этом большая заслуга русского ученого И. Ремана, венгерского ученого Кереши Чона и других. В дальнейшем исследования тибетской медицины продолжались учеными разных стран. Большую роль в этих исследованиях сыграли работы таких ученых, как П. А. Бадмаев, А. М. Позднеев, Д. Ульянов, Е. Е. Обермиллер, А. Ф. Гаммерман и Б. В. Семичов, Б-Д. Бадараев, Э. Г. Базарон, Ф. Мейер, Т. Дж. Царонг, Е. Донден и многие другие.

Каковы же результаты этих исследований? По-видимому, пока можно говорить о получении только научных результатов, о практических сказать можно очень мало. По имеющимся у нас сведениям, из 38 методов диагностики тибетской медицины в практику современной медицины не введен ни один, и лишь в настоящее время некоторые из этих методов намерены ввести в современную клинику ученые лаборатории радиобиофизики Бурятского Научного Центра. Из 98 методов лечения тибетской медицины в практику современной медицины также пока не вошел ни один, но в настоящее время и в этом направлении уже предпринимаются некоторые шаги. В начале 1991 года с центром в Улан-Удэ и филиалами в ряде городов СНГ и Монголии был создан Международный институт тибетско-монгольской медицины, поставивший перед собой цели изучения теоретического богатства традиционной тибетской медицины, ее монгольского варианта, внедрения в клиническую практику методов диагностики и лечения, апробированных более чем тысячелетним опытом их применения тибетскими, монгольскими, бурятскими, калмыцкими, тувинскими врачами. Из богатейшего арсенала лекарственных средств тибетской медицины в современную медицину вошли лишь крохи, причем о большинстве из них сказать, что вошли, можно лишь с очень большой натяжкой. Так, в некоторых работах современных авторов упоминается, что в наши аптеки из тибетской медицины пришли термопсис, бадан, кровохлебка и некоторые другие растения. Это так, но все же следовало бы обратить внимание и на то, что ни один тибетский врач не даст больному только термопсис или только кровохлебку - он предложит эти средства только в составе многокомпонентного лекарства, в которое кроме, например, термопсиса при различных заболеваниях войдут и различные другие компоненты растительного, минерального и животного происхождения. Количество таких компонентов может быть от двух и до нескольких десятков - например, 64. Однокомпонентные лекарства применяются крайне редко, скорее как исключение.

В начале нашего века в Петербурге известным бурятским врачом и русским ученым П. А. Бадмаевым была открыта тибетская аптека, которая весьма успешно работала до середины 30-х годов. За это время была оказана действенная помощь многим десяткам тысяч людей, в том числе страдающим, казалось бы, неизлечимыми болезнями. Однако особого резонанса это не вызвало в научной среде. Более того, когда. П. А. Бадмаев попытался ввести в современную ему европейскую медицину некоторые методы тибетской медицины, об этом писалось, пожалуй, больше критических статей, нежели благожелательных. И это вполне объяснимо. Каждая высокоразвитая культура (а такой несомненно является тибетская культура) вырабатывает свои подходы, свои методы изучения явлений внутреннего и внешнего мира человека. И подлинно понять иную культуру можно только изнутри, только пропитавшись ее духом, только доверчиво предположив, что другие - не глупее меня (а в чем-то, может быть, и умнее), они просто другие, с иным, отличным от привычного мне, характером мышления, выработавшим отличные от моих критерии истинности.

Именно в силу иного подхода к миру индийских и вслед за ними тибетских ученых их выводы до самого последнего времени были с точки зрения европейского ученого неприемлемы. По-видимому, первым на эту проблему обратил наше внимание глубокий русский ученый О. О. Розенберг, еще в 1918 году написавший пророческие слова, которые вполне можно отнести и к тибетской медицине: «Ценность систематической буддийской, и вообще индийской философии заключается именно в том, что здесь известные нам проблемы проанализированы иначе. Поэтому особенно важно сохранить при изложении именно оригинальную буддийскую схему, не перелагая индийские идеи в рамки наших систем [24, с. 55].

Именно результатом стремления переложить буддийские идеи и выводы в рамки наших систем, а также результатом стремления к обретению монопольного права на истину в последней инстанции современной европейской медициной можно объяснить следующий факт. За последние годы индийскими исследователями совместно со швейцарскими введено в арсенал современных лекарственных средств и налажено производство около 30 тибетских лекарств сложного состава, монгольскими учеными только 8, в нашей же стране лишь одно (!) получило пока только разрешение на клинические испытания.

В Китае картина совсем иная - там параллельно, обладая равными правами, развиваются и практически применяются разные традиционные и нетрадиционные системы медицины: китайская, тибетская, монгольская, европейская. Не исключением являются случаи, когда, например, врач европейской клиники отсылает пациента в клинику монгольской медицины: «они эти болезни лечат лучше». Или наоборот - врач монгольской медицины может направить пациента в клинику европейской медицины, если сочтет, что в данном случае в ней помогут лучше. Вообще, выбор остается за пациентом: к представителю какой медицины обращаться, решает он сам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: