Разум, интуиция, мудрость

Что касается анатомии или учения о строении организма, в тибетской медицине есть и совпадающий с европейской анатомией материал, хотя и по иному сгруппированный, есть и не совпадающий. Излагать в данной книге сведения из тибетских медицинских трактатов, совпадающие с европейскими, нет смысла. Вторая же из четырех тем, рассматриваемых в главе об анатомии в Главе 4 «Пояснительной Тантрры», представляет чрезвычайный интерес.

Тема эта называется «Связь - учение об анатомии каналов». И хотя тему каналов мы слегка затронули в предыдущем пункте, к этой теме еще не раз придется возвращаться.

Характеризуя систему каналов человеческого тела и подчеркивая ее значение для жизнедеятельности организма, комментатор «Четырех Тантр» XVIII века дэсрид (регент при Далай-Ламе) Санчжэй-Чжамцо пишет: «Это человеческое тело не является однородной массой, но пребывает как некое целое, будучи пронизано решеткой или клубком каналов», число которых «уму непостижимо» [2, ч. II, гл. 4] -

Из различных видов каналов особое значение придается т. н. «формирующим каналам». Они составляют основу жизнедеятельности всего организма. У человеческого тела, подчеркивает Санчжэй-Чжамцо, «при значении в матке все каналы суть только формирующие каналы» (Там же). Эти каналы у зародыша сконцентрированы в середине пупа и оказывают решающее влияние на развитие зародыша и функционирование сформировавшегося организма до самой его смерти. Причем, как замечает Санчжэй-Чжамцо, в теле умершего эти каналы не наблюдаются, со смертью они вместе с сознанием исчезают, подобно радуге осенью. Основных таких каналов три, и их, видимо, можно сравнить с силовыми линиями между полюсами магнита - они реальны, и «так же, как мы говорим о грубых механизмах (формирования тела), следует говорить и о тонких механизмах, как о двух сторонах одного и того же» [Там же, л. 336]. Во всяком случае, газета «Труд» от 24 июля 1986 года сообщила: «Специалисты парижского института Неккера с помощью электронной фотокамеры получили научные доказательства существования в организме человека точек и линий, которые используют врачи-игло-укалыватели».

Первый из этих каналов - Лалана - проходит по левой стороне тела, формирует мозг человека, аквизирует омраченность и слизь. Здесь омраченность - это подлежащая актуализации задача ориентирования в мире. Энергией Лаланы (махабхуты воды) формируется мозг, мозг преодолевает собственную омраченность (неориентированность) благодаря энергии слизи (земля+вода), возбуждаемой Лаланой. Таким образом, Лалана энергетически обеспечивает нашу способность рационалистического мышления.

Второй канал - Расана - проходит по правой стороне тела, формирует систему аорта - нижняя полая вена, активизирует гнев и желчь. Здесь гнев - это подлежащая актуализации задача созревания инидивидуального существования, энергия ма-хабхуты огонь. Энергией Расаны обеспечивается эмоциональное отношение к миру, защита «я» человека от всего, что представляет «не-я». И в то же время эта же энергия в виде системы желчи отвечает за жизнеобеспечение организма, его внешнюю активность в связи с внешним миром и, следовательно, преодоление гнева.

Третий канал - Авадхути - проходит по центру тела, это некий движитель ветра-мудрости. В нижней части тела он формирует половые органы и активизирует страсть и ветер. Здесь страсть - это подлежащая актуализации задача расширения и обеспечения длительности индивидуального существования. Но когда в результате йогической практики энергия Лаланы преобразует начальную омраченность в ясность ума, энергия Расаны преобразует эмоцию гнев в «меч, отсекающий заблуждения разума», т. е. в интуицию, и когда эти энергии соединяются в центральном канале Авадхути, ветер в силу своего свойства подвижности соединяет разум иинтуицию и преобразует страсть в Мудрость.

Когда равновесие в работе этих каналов нарушено, результатом будет заболевание. Так, причиной всех болезней слизи являются неразумные поступки и жадность. Эти эмоциональные состояния выводят из равновесия систему слизи. Причиной всех болезней желчи являются поступки, обусловленные гневом и недоброжелательностью. Причиной всех болезней ветра являются поступки, обусловленные страстью к приобретению, похотливостью, завистью. Точнее говоря, эти эмоции могут стать причинами заболеваний, если им сопутствуют условия неразумного образа жизни и питания, но если человек не раб своих страстей и контролирует их, помогая себе тем, что придерживается правильного питания и правильного образа жизни, из причин не вырастут результаты - болезни.

Активностью этих трех каналов формируется вся система каналов тела. Особое значение для тела и ума человека имеют первичные ответвления этих каналов, которые образуют систему пяти узлов на Авадхути. Эти узлы называются «чакрами». К этим чакрам привязаны пять основных ветров тела, т. е. ими энергетически обеспечиваются пять важнейших функциональных подсистем организма. Если учесть, что всем расстройствам желчи и слизи сопутствует ветер, не говоря уже о расстройствах самого ветра, то можно сказать, что главной причиной всех болезней является* ветер. Поэтому состоянию каналов ветра и образуемых ими чакр придается исключительное значение.

Вспомним также, что тибетское слово «рца» означает не только канал, но и пульсацию. Характеру пульсации различных каналов в теле человека в разное время суток; лунного месяца, года, цикла лет также придается очень большое значение, и к этой теме мы обратимся в пункте 2.2 Главы 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: