Энергия пяти махабхут формирует тело человека

«Земля» ответственна за формирование мышечной ткани, костей и чувства обоняния.

«Вода» ответственна за образование крови, жидкостей тела и чувство вкуса.

«Огонь» ответственен за температуру тела, его внешний вид и чувство зрения.

«Ветер» ответственен за дыхание и чувство осязания.

«Простарнство», как уже упоминалось, формирует полости в человеческом теле.

Та же энергия махабхут создает трех «виновников» здоровья и болезни - «ветер», «желчь», «слизь». Некоторые современные авторы называют их соками, гуморами.

В буквальном значении тибетское слово «рлунг» (произносится «лунг») означает «ветер». Это прежде всего движение того воздуха, который человек выдыхает и вдыхает. И даже скорее, это сам процесс дыхания, обеспечиваемый соответствующими функциями одного из пяти функциональных ветров тела - ветра «держатель жизни». Но это только самый поверхностный уровень значения этого слова, уровень букрального смысла. В более глубоком смысле ветер - это функциональная система организма, ответственная за дыхание, психическую активность человека, действия тела, речи и ума, удаление нечистот из организма, развитие тканей тела, восприятие объектов пятью органами чувств. Ветер является материальной основой сознания, создавая возможность мышления. Ветер — это тот энергетический статус организма, которым определяются все его функции, связанные с расходованием накопленной энергии.

Желчь (тиб. мкхрис, произносится «ти») - это прежде всего желчь желчного пузыря, поскольку, олицетворяя область телесной теплоты, именно она является тем агентом, который порождает в теле огненную теплоту и осуществляет переваривание пищи. Это наиболее явное проявление действия махабхуты огонь. В более глубоком смысле желчь - это функциональная система организма, отвечающая за выработку и снабжение организма всеми видами необходимой ему энергии. В силу присущих желчи как сущности или энергии свойств огненной теплоты и других осуществляется быстрое плавление пищи, также быстро осуществляется переваривание, и принятием пищи удовлетворяется вновь и вновь возникающий из-за голода и жажды аппетит, проясняются теплота и цвет тела, обеспечивается бесстрашие во всех поступках, обладание блестящим умом во всех начинаниях. Короле, желчь - это система управления процессами, ответственными за жизнеобеспечение организма.

Слизь - это буквальный перевод тибетского слова бад-кан. Однако здесь «бад» означает воду и «кан» означает землю, а вместе они обозначают сферу действия махабхут «земля» и «вода» в теле и в иных случаях не употребляются. Таким образом, слизь - это та функциональная система организма, которая отвечает за «удержание» (земля) всех элементов тела в единстве и «связь» (вода) между этими элементами в целостной системе человеческого организма. Это система стабилизации внутренней среды организма и обеспечения количественного роста его составляющих. «Слизь приумножает тело и ум; препятствует засыпанию; сочетая суставы костей, обеспечивает их связь; продлевая чистую нить сознания, увеличивает терпение в делах и способность переносить причиняемый вред; обеспечивает белизну и мягкость всех частей тела» [2, ч. II, л. 55a.]

Если системы ветра, желчи и слизи находятся в равновесии, они поддерживают здоровье в теле. Если же они в неравновесном состоянии, они причиняют организму вред и разрушение. Поэтому в тибетской медицинской литературе они известны как «поражающие» факторы.

«Поражаемые» же - это семь «составляющих тела» или семь уровней организации его тканей, три вида подлежащих выделению нечистот. К теме поражающих факторов и поражаемых сущностей мы еще обратимся ниже.

Одним из важнейших понятий тибетской медицины является понятие «пульсации». Значение пульсации передается тибетским словом «рца» (произносится «ца»). В буквальном своем значении слово «рца» означает «канал». Этим словом обозначаются каналы движения крови, лимфы, ветра и других сущностей по телу (кровеносные и лимфатические сосуды, нервные и другие каналы). Поскольку эти каналы пульсируют, на слово «рца» переходит также значение пульсации. Если, говоря «рца», мы имеем в виду канал, то это пульсирующий канал. Если мы имеем в виду пульсацию - это пульсация канала. По характеру пульсации каналов у запястья пациента или в других местах его тела тибетский врач узнает о состоянии его поражаемых и поражающих. Этому «узнаванию» врач обучается, изучая теорию и методику пульсовой диагностики, являющейся важнейшим диагностическим методом тибетской медицины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: