Огненная теплота

Интересно, что в Первой части «Четырех Тантр» - в Коренной Тантре, написанной для высокоодаренных людей, вообще не описываются сердце, легкие и другие внутренние органы. В этой Тантре особое внимание уделено организации тканей тела по семи уровням. Эти уровни называются «составляющими тела» - буквально, «тем, что взято», воспринято организмом из внешней среды.. В монгольских переводах это слово передано монгольским словом «тамир» - энергия. При таком подходе внутренние органы предстают как некие функциональные узлы, образовавшиеся из тех же тканей или «составляющих». О состоянии органов можно судить по состоянию тканей тела, на этом основана диагностика по пульсу и по моче. Лечение внутренних органов - это обязательно лечение всех тех тканей, с которыми связан данный орган и которые питают его.

Каким же образом формируются ткани тела? Вначале пища и напитки силою «жизнедержащего ветра» перемещаются по пищеводу в желудок, где они частично разлагаются и смягчаются. Затем «огнеподобным ветром» раздувается обладающая сущностью огня пищеварительная желчь. Этой пламенеющей энергией жара растапливается содержимое желудка. В процессе переваривания участвуют также три вида слизи. В результате все съеденное и выпитое разделяется на питательный сок и осадок.

Сок пищи по своим каналам доходит до печени и там подвергается воздействию функционирующих в печени ветра, желчи и слизи. Здесь он в свою очередь разделяется на сок и осадок. Образовавшиеся соки формируют кровь, соки крови формируют мясо, соки мяса формируют жир, из соков жира образуются кости, из соков костей образуется костный мозг, из соков костного мозга образуется семя в виде белой субстанции у мужчин и красной у женщин.

Осадки пищи и напитков образует кровь и мочу, осадок крови - желчь полых органов, осадок мяса - нечистоты, которые выходят из 9 отверстий: глаз, ушей и т. д. Осадок жира порождает выделяемые из пор кожи жир и пот; осадок костей - зубы, ногти, волоски не теле. Осадок костного мозга формирует кожу, частично кал, некоторые части выделяемого жира, полезные глазные выделения. Из осадка семени мужчины и женщины формируется зародыш в матке, сок же семени превращается в тонкое семя, придающее телу здоровый вид. Здесь следует подчеркнуть, что выше описана только принципиальная схема формирования тканей, тела и обмена веществ. В этом процессе определяющую роль играет «огненная теплота» тела. Огненная теплота - это не только огненная теплота желудка или пищеварительная желчь. Это все виды энергии, беспечивающие процесс обмена веществ на всех семи уровнях организации тканей тела. Если в теле недостает огненной теплоты, возникает болезнь, которую называют «несварением». Здесь несварение - это не обязательно болезнь желудка, это может быть также неспособность воспринимать питательные, вещества на любом уровне перехода соков и осадков из ткани в ткань. Это может быть болезнь крови, болезнь мяса и т. д. Вещества, которые организм не способен переварить, по своим свойствам «подобно древесине, подобны яду».

При болезни несварения наиболее общими признаками являются кислый привкус во. рту, распирание и боль в желудке или животе, отравление какими-либо обычными видами пищи, потеря аппетита, кишечные расстройства, частая отрыжка, рвота и понос с неприятный запахом, вздутие живота, боли в спине, задержка «очищающего вниз ветра» и как следствие газов кишечника, боли между ребрами в области сердца, увеличение «уравнивающей огонь слизи». Присоединение к несварению расстройств ветра вызывает головокружение, дрожь, потягивание конечностей. Присоединение расстройств желчи вызывает жар во внутренностях, кровавый понос, рвоту сухими большими комьями. Присоединение расстройств слизи вызывает выделение небольшими порциями сгущенной слюны и слизи. Лекарства назначаются с учетом преобладания в патологии того или иного «виновника» - ветра, или желчи, или слизи.

Хотелось бы отметить еще один момент. Как уже упоминалось во Введении, тибетский врач обучался под руководством Учителя 15-20 лет. И только после этого он мог принимать больных самостоятельно. Однако рецептурники в Тибете и затем в Бурятии были сравнительно доступны, и не у всех хватало ума ими не пользоваться. Поэтому в некоторые лекарства от наиболее распространенных болезней закладывалось то, что закладывается в лифты в современных высотных домах - система «защиты от дураков» (сообщение Н. Ц. Жамбалдагбаева). Такое лекарство при неправильном применении может не принести пользы, но не принесет и вреда.

Но вернемся к теме. Кроме семи тканей тела поражаемыми являются кал, моча и пот - подлежащие выделению, но еще не выведенные из организма; они также участвуют в формировании тканей тела.

Жизнь тела, состоящего из десяти поражаемых, обеспечивается энергетическим потенциалом и поддерживается функциями пятнадцати поражающих. Это пять видов ветра: держатель жизни, поднимающий вверх, всеохватывающий, огнеподобный, очищающий вниз - это те же пять пран хатха-йоги: прана, удана, вьяна, самана, апана; пять видов желчи: переваривающая, превращающая в тонкое семя, осуществляющая, обеспечивающая видение, проясняющая цвет; пять видов слизи: поддерживающая, разлагающая, осуществляющая вкушение, удовлетворяющая, соединяющая. Все они исполняют только им присущие специфические функции, по своим каналам циркулируют по органам и тканям тела, по органам чувств, обладают своими количественными и качественными характеристиками. И здоровье человека во многом зависит от их состояния.

С учетом вышеизложенного тибетская медицина предлагает следующие критерии здоровья и болезни: «Ствол (раздел медицины) тела без болезней составляет болезненные основы.(ветер, желчь, слизь), составляющие тела и (подлежащие выделению) нечистоты, находящиеся в неизмененном состоянии в отношении их собственной локализации и количественной характеристики. Ствол больного тела составляют эти же три, когда они увеличены, уменьшены, повреждены, когда природа какой-либо из них изменена и они соответственно причиняют телу болезнь и разрушение» [2, ч. 1, гл. 3, л. 306].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: