Три виновника

На основании четких критериев здоровья и болезни тибетская медицина предлагает свою классификацию болезней:

Основных классов или типов болезней насчитывают 101, и доктор Еши Донден пишет: «Этот 101 тип расстройств исходит из более широкой классификации, включающей 1616 расстройств, которая сама может рассматриваться как концентрированное выражение 84 000 типов расстройств, соответствующих 84 000 типов омраченного состояния ума. Другими словами, в соответствии с 84 000 негативных состояний ума существует 84 000 расстройств, которые могут быть сведены к 101 типу» [32, с. 55—56].

В основе своей болезни сводятся в три группы;

1. Болезни, причиняемые нарушением равновесия трех «виновников» - ветра, желчи, слизи, а также болезни, причиняемые «напастями» (тиб. «дон»). Тибетское слово «дон» обычно переводят как «злые духи», но буквально это слово означает «то, что подлежит устранению». Когда в уме человека остаются отпечатки неблагих мыслей, слов и поступков, они при определенных условиях приводят к болезням. Но человек обычно не воспринимает причины таких болезней как внутренние, абстрагирует их, считает нападением «злых духов». На самом же деле причины таких болезней внутри самого человека, но они проявляются как болезни благодаря внешним неблагоприятным условиям — психологическим, неврогенным, экологическим. Именно причины и условия этих болезней «подлежат устранению». Одним словом, в эту группу входят те болезни, причина которых нам подвластна, которую мы можем устранить настройкой на правильный образ жизни, правильным питанием, лекарствами и физической культурой.

2. Болезни кармического характера. Сюда относят все серьезные болезни, причина которых с виду незначительна - она скрыта, не поддается выявлению. Полагают, что подлинная причина таких болезней лежит глубоко, что эти болезни являются плодом деяний тела, речи и мысли в прошлых рождениях. Само слово «карма» означает «деяние». Всякое деяние рассматривается как одно из звеньев причинно-следственного ряда, внутри которого человек осознает собственную индивидуальность. Эти болезни считаются наиболее трудными для лечения, либо же вообще неизлечимыми: «Если ветер гасит светильник. Будда может своею рукою защитить его. Но если масло в светильнике выгорело, никакой Будда помочь не в силах» (Тартанг Тулку). Известны также слова Будды Шакьямуни: «Карма сильнее Будды», т. е. свою карму человек изменить может только сам. Кармические деяния могут быть благоприятными для совершенствования, и следовательно, для здоровья, неблагоприятными и нейтральными. Но в конечном счете карма, как считают, приводит к вступлению на путь совершенствования всех живых существ. И в этом смысле карма - это дхарма, всеобщий закон- совершенствования всех живых существ вплоть до Нирваны, определяемой как поток абсолютно чистых состояний сознания (Б. Д. Дандарон).

3. Третья группа болезней причиняется воздействием обоих факторов - нарушением равновесия ветра, желчи и слизи и подключением к этому процессу созревших плодов поступков, совершенных в прошлых существованиях. Считается, что основное заболевание уходит корнями в прошлое, и все серьезные болезни, явная причина которых незначительна, относят к этой группе.

Далее болезни подразделяются на мужские, женские, детские, старческие и общие.

Мужских болезней насчитывают 17 видов, женских 32 вида, детских болезней 24 вида, старческие болезни бывают только одного вида - истощение силы махабхут. Общие для всех возрастных групп болезни классифицируются по виновникам, по преимущественным проявлениям, по локализации и по группам. В каждый из этих разрядов общих недугов входит по 101 классу, что и составляет 404 класса болезней. Среди них рассматривают болезни общего характера, различающиеся по месту внедрения болезни, частные болезни, болезни истинного происхождения и производные, болезни ума и болезни тела, болезни внешние и внутренние, болезни жара и болезни холода, болезни поражения и разрозненные болезни. Всем же возможным сочетаниям расстройств, как утверждается в Пояснительной Тантре, «несть числа» (гл. 12). Но при этом врач должен твердо знать, что не бывает болезней, не являющихся следствием расстройства и нарушения равновесия трех виновников - ветра, желчи, слизи; что нет болезней, которые не гнездились бы в десяти поражаемых - питательном соке, крови, мясе, жире, костях, костном мозге, семени, кале, моче, поте; что болезни слизи и ветра - это болезни холода, а болезни крови и желчи - болезни жара; что болезни проявляются лишь при наличии соответствующих условий и обстоятельств; что всякая болезнь вначале имеет скрытый характер без явной патологии, затем наступает период ее проявления в виде признаков и симптомов заболевания, а затем - период вступления болезни в. силу и локализации ее в определенных местах; что для различения болезней существуют диагностические методы; что основными являются болезни истинного происхождения, а вторичными - производные; что сила болезни в период ее локализации зависит от климата, времени года, особенностей психофизиологического типа человека, его возвраста, основного виновника болезни, питания и образа жизни больного. Знанием всего вышеизложенного определяются методы и средства лечения больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: