1. Чётко прочитай запись левого столбика, затем — правого столбика
Орёл — хищная | Орёл свил себе гнездо и вывел |
птица. | птенцов. Он летал к морю и при |
Коршун питается | носил птенцам рыбу. Однажды |
маленькими | орёл прилетел с большой рыбой, |
животными. | но люди отняли её. Орёл не мог |
Ястреб охотится | ещё раз лететь к морю. Он спу- |
за полевыми | стился в гнездо и стал ласкать |
мышами. | голодных детей. |
Скажи, связаны ли по смыслу предложения в левом столбике Образуют ли они текст? Поясни свой ответ. Сколько предложений ты прочитал в правом столбике? А эти предложения связаны по смыслу?
Если несколько предложений связаны по смыслу, как это называется? (Текст.) О ком и о чём говорится в этом тексте?
2.
а) Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Прочитай ещё раз. Подумай, о каких основных темах говорится в предложениях. Что нужно сделать?
Распредели все предложения по основным темам. Сколько получилось групп? Какая основная тема предложений 1-й группы? 2-й группы? 3-й группы?
Запиши предложения о весне. В трёхсложных и четырёхсложных словах выдели ударный слог.
б) Составь на каждую данную тему текст (рассказ). Используй данные предложения и подбери свои. Подумай, как ты начнёшь рассказ, Подбери к каждому рассказу название.
(Задание выполняется парами или индивидуально с обсуждением правильности его выполнения.)
3. Прочитай «про себя» текст:
Что мешает понять смысл текста?
Подумай, что нужно сделать, чтобы данный текст можно было назвать рассказом? (Восстановить текст, расставив знаки препинания: отделить одно предложение от другого; озаглавить текст.)
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)
4.
а) Внимательно прослушай две темы рассказов: «Как мы ходили в поход» - «Лето в деревне».
Подумай, о чём ты будешь рассказывать на каждую из этих тем. Докажи правильность выбора текста рассказа.
б) Так же, как в п. а), обсуждаются следующие темы: «Дождливое лето» - «Ливень»;
«Это было летом» - «Знойное лето»;
«На катке» - «Зимние забавы»;
«Прогулка в берёзовой роще» - «Берёза».
Это задание можно выполнять парами.
У каждого ученика по одной теме (вариант I).
У каждого ученика по паре тем (вариант И).
5. Чётко прочитай:
Что ты прочитал?
Докажи, что это рассказ. (Можно представить события; предложения связаны по смыслу; есть название.)
Почему так назван рассказ?
Соответствует ли заключение названию рассказа? Если не соответствует, скажи, как можно закончить рассказ.
Почему ты так считаешь?
6. Прочитай внимательно «про себя»:
Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все предложения объединены общей темой?
Что ты можешь сказать о последовательности событий в тексте? Скажи, что нужно изменить в тексте. Исправь ошибку. Запиши исправленный рассказ. Озаглавь его.
Какая основная мысль рассказа? Прочитай предложение, в котором выражена основная мысль.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
7. Прочитай «про себя»:
Можно ли то, что ты прочитал, назвать текстом (рассказом)? Если нет, то почему?
Что нужно сделать, чтобы получился текст (рассказ)? Выполни задание.
Выбери точное название рассказа: «Лиса и мужик»; «Лиса»; «Хитрая лиса»; «Лиса и рыба».
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
8. Прочитай «про себя» (или на слух):
Что ты прочитал? Можно ли это назвать текстом? Если нет, то почему? «Собери» рассказ из частей предложений, которые «потеряли» друг друга. Сколько получилось предложений? Озаглавь составленный рассказ.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Сколько предложений в рассказе сложных? Какими союзами они соединяются?
9. Составь рассказ для своего товарища по данному началу. (Задание выполняется парами.)
а)
Летом я отдыхал в деревне. Однажды мы пошли на рыбалку. Закинули удочки...
б)
В этом году была очень суровая зима. Птицы голодали. Я предложил друзьям...
в)
Лошади чего-то испугались и мчались через поле к речке, где купались люди. Неожиданно
г)
Шёл я как-то вдоль дороги. А за дорогой был луг, где мальчики играли в мяч. Вдруг...
10. Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все слова объединены одной темой?
Подумай, что нужно сделать, чтобы получился рассказ.
В чем основная мысль рассказа?
Прочитай то предложение, которое выражает основную мысль рассказа.
Озаглавь рассказ.
Обоснуй правильность выполнения задания.
11. Вспомни интересный случай (весёлый или грустный) из своей жизни. Расскажи о нём так, чтобы было ясно: грустно тебе или весело.
(Работа может выполняться парами или коллективно.)
12. Предъявляются сюжетные картинки для сравнения:
— на реке летом: на крутом берегу лес; на противоположном - пляж; дети загорают, играют в мяч, купаются;
— та же река: дети катаются на коньках по замёрзшей реке; с крутого берега — на лыжах; на противоположном берегу играют в снежки, лепят снежную бабу.
Рассмотри внимательно картинки.
Сравни картинки. В какое время года происходит действие на каждой картинке?
Составь рассказ на тему «На реке летом и зимой».
Из скольких частей будет состоять рассказ? Как ты назовёшь первую часть рассказа; вторую часть?
Опиши: какой бывает река летом; чем покрыты её берега; что делают дети у реки. Вторую часть рассказа составь по такому плану.
* Первую часть рассказа можно начать так: «Летом река вольно катит свои волны. Берега её покрыты...»
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
13. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Обоснуй свой ответ. Подумай, на сколько частей можно разделить текст. Назови каждую часть и озаглавь рассказ.. Докажи правильность своего ответа.
14.
а) Чётко прочитай вопросы — план рассказа:
Подумай, о чём ты будешь рассказывать (на какую тему)?
Составь рассказ по данному плану. Озаглавь его.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
б) Прочитай внимательно план рассказа:
Скажи, можно ли по данному плану составить рассказ? Если нет, то объясни,
чему нельзя. Исправь ошибки.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания)
По своему плану составь рассказ. Озаглавь его.
(Коллективная проверка с обсуждением соответствия рассказа плану.)
15. Внимательно прочитай рассказ:
Подумай, о чём этот рассказ. Составь план рассказа, используя данные названия, которые подходят по смыслу: «Жалобный писк»; «Мокрый щенок»; «Страх прошёл»; «Дождь в лесу»; «Гроза»; «Птицы и животные спрятались»; «Коля испугался».
По составленному плану составь рассказ короче, чем тот, который ты читал. Можно некоторые предложения объединить в сложные. Подбери к рассказу название.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания или взаимоконтроль.)