Вопрос 6. Закон как источник РЧП

451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). Правовые нормы содержащиеся в законах, носят как правило общий характер и по сути являются записью существовавших обычаев. Закрепляли вопросы регулирования: процессуального права, обязательственного, семейного, наследственного, вопросы регулирования уголовного, публичного, религиозного права.

В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

Законы:

· Плебесциты – решения собраний плебеев (республика) по закону Гартензиана lex и плебесцит объединялись и становились обязательными для всего народа.

· Сенатусконсульты – постановления Сената магистратам, которые приводили их в действие; основная форма законодательства с 1 века до середины 3 века н.э. (начало империи).

· Императорские конституции – постановления императоров имеющие силу и форму законов (империя)

Принятие закона проходило 3 стадии:

1) Законодательная инициатива

2) Вынесение на голосование народному собранию

3) Принятый законопроект поступал в Сенат для его одобрения.

Структура:

· Наименование магистрата внесшего законопроект

· Причины для принятия закона (прескрипция)

· Собственно его содержание (текст - рогацио)

· Санкция

В зависимости от санкции законы подразделялись на:

· Законы совершенного вида – юридический акт ничтожен

· Законы менее совершенного вида – не объявляет юридический акт ничтожным, но устанавливает наказание – штраф

· Законы не совершенного вида – не предусмотрены санкцией.

При одновременном сосуществовании в Риме в течение длительного времени правовых обычаев и законов возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «…Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и по молчаливому соглашению всех, путем обычая» (D. 1. 3. 32. 1). Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: