Типы социальных организаций

В зависимости от оформления организационной структуры социальные организации подразделяются на формальные и неформальные. В организации индивиды, распределенные по социальным позициям (статусам), выполняют различные социальные роли, которые можно разделить на формальные, определяющиеся выполняемыми функциями и, как правило, закрепленными формальными документами, и не формальные (межличностные) отношения.

· Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, то есть непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т. п.). Неформальные организации, как правило, возникают в качестве некого компенсационного механизма недостатков формальных организаций. Это компенсация осуществляется за счет самоорганизации, саморегуляции и самоуправления. В такой группе людей (возникшей спонтанно) складываются неформальные нормы межличностного и межгруппового общения, в такого рода организации существует некая общность индивидуальных и организационных интересов, а целедостижение отличается по методам и средствам по сравнению с формальной организацией.

Можно выде­лить три основные черты данного явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;

б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная особенность — неслужебное, «неделовое» содержа­ние межличностных отношений.

· Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.. Например, формальные организации, жестко ориентированные на целедостижения, располагают системой управления, сложной разветвленной структурой, объединяющей большое количество управляющих и управляемых звеньев. В такой системе люди объединены должностными функциями в централизованную иерархию должностных позиций и статусов, определенных формальными документами (положениями, уставами, инструкциями и др.).

Организации создаются в двух случаях, когда достижение общих целей организации осуществляется путем индивидуальных целедостижений ее членов, и когда достижение индивидуальных целей осуществляется через целедостижение общих целей организации. Эти 2 вида целедостижения характерны для двух типов организации: в первом случае - это деловые организации, а во втором - организации союзного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: