Глагол. Глаг. катег-и. Инфинитив. Основы Г. Продуктив./непродуктив. классы в с-ме СРЯ

Глагол (Г.)- сложная грам.категория РЯ, Отличается сложностью морфолог. с-мы и разнообр. синтаксич. f. Объединяет класс слов с категор. знач-м процессуал. признака, мыслимого в плане динамич. развития, течения/осуществл-я во времени. М. наз-ть конкрет. действие (строить), движение, перемещение в пространстве (бежать), физ. и душев. Состояние (болеть), деят-ть органов чувств (смотреть), изменение состояния (худеть) и др. + носитель процессуал. признака м.б.определен., не~, обобщен. (Он бежит. Ему послали смс. Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

Категория времени- выражает процесс с т.зр. времен. локализации его проявления по отн-ю к моменту речи/др. точки отсчета. (нет у инф., дееприч., ф. сослагат. и повелит. наклон-я)

Категория вида- морфолог. несловоизменит. кат-я Г.,выраж-ся в противопост-и лексем СВ (что сделать) и НСВ (что делать), служит для обознач-я различий в хар-ке протекания действия. (все ф. глаг.).

Категория залога- подчерк-т знач-е процесса ч/з указание на его связь со своим объектом. (все ф. глаг.)

Категория наклонения- с т.зр. отнош-я процесса к реал. действит-ти. (нет у инф., прич., дееприч.)

Категория л.,ч.,р.- хар-т носителей процесса с т.зр. их участия в комм.акте, кол-ва и родовой отнесенности. (Л.-только у ф.наст., буд.вр. изъявит.накл.)

Категория падежа- в прич. Указывает на связь процесс. признака с его носителем.

3 парадигмы: 1)инф. (писать) 2)предикатив.ф.-изм-ся по накл., врем., залог., ч.,л.,р. (писать,писал бы,пишу,буду писать,пиши…) 3)атрибутив.ф.- прич., изм-ся по вр., залог., р.,ч.,п., полноте/кратк. (писавший,писана…) и дееприч. (писав)

Лекс-грам. разряды- 1)предельные/не~ 2)переходные/не~ 3)личные/без~/

Инфинитив (инф.)- исходная ф.Г., наз-щая действие (состояние…) как процесс без морфол-ки выраженных кат-й л.,ч.,вр.,накл., т.е. процесс в чистом виде (писать,сидеть). Кат-и л., вр., накл. выраж-ся при пом. инф. Синтаксич. позиции инф.-1)субъект. инф. (я хочу гулять) 2)объект. инф. (он попросил его принести книгу) 3)процесс. проявление (стремление поступить в ин-т) 4)синтакс-ки независ. компонент (тебе ехать в командировку) 5)придаточные цели с чтобы (я пришел, чтобы рассказать тебе новость) 6)притдат. вр. с до того как, прежде чем 7)придат. реал/ирреал. условия (но если бы ее обратить в статую, она была бы …) 8)ФЕ (нет чтобы помолчать)

Основы Г.- Прош.вр. (оканч-ся на глас. и совпадает с основой инф. Ж.р.,ед.ч.,прош.вр (писа-ла)). Наст.вр.-оканч-ся на согл.(3 л.,мн.ч.,наст-буд.вр.(пиш-ут)

Класс-группа Г, имеющих одинаковые основы инф. и наст.вр.

5 продуктив. словоизменит. классов(основы прош и наст вр совпадают): 1)основа на –а-аj (дала-ла – делаj-ут) 2)-е-еj (имеj-ут) 3)-ова-уj (рисова-ла – рисуj-ут) 4)-ну-н (гну-ла – гн-уть) (1-4 – I спр.) 5)-и-0 (ходи-ла – ход`-ат) (5- II спр.)

Непродуктив. класс- (табл.24 пункта, послед.3- II спр.) Напр., -и-j (би-ла – б`j-ут), -е -0 (смотре-ла – смотр-ят)…

Изолир. Г.-не входят ни в 1 из классов. 1)разноспряг. (бежать,хотнть,читать…) 2)дать/создать,есть/надоесть…3)идти (ш-ла)-суплетив 4)ехать (ед-ут) 5)быть (буд-ут).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: