Толкования Святых Отцов и др

1.“ Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему ” (ст. 27). И это опять есть величайшее благословение, в котором, может быть, заключается некоторое прикровенное сокровище. “ Да распространит, - говорит, - Бог Иафета ”.Не ошибется, кто скажет, что благословения этого праведника суть пророчество. В самом деле, если отец его дал ему такое имя (Ноя), не без цели и не напрасно, но чтобы этим именем предвозвестить будущий потоп, то тем более сам этот праведник не без цели и не напрасно изрек свои благословения. Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, он, кажется мне, предвозвестил призвание двух народов, именно: через Сима - Иудеев, так как от него произошел патриарх Авраам и народ Иудейский, а через Иафета - призвание язычников. Так, вот какое предсказание заключается в этом благословении: “ Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых ”. Это и в самом деле, как мы видим, исполнилось над язычниками. Словом: “ Да распространит ”он указал на всех язычников, а словами: “ Да вселится он в шатрах Симовых ” (дал разуметь), что язычники воспользовались всем, что было предназначено и уготовано для Иудеев. “ Ханаан будет рабом ему ”. (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Часть 1)

2. «. Три народа было всѣхъ: бывшій въ первое время, какъ и Симъ; бывшій въ среднее время, соотвѣтствено проклятому Хаму: наконецъ третій, подразумѣваемый въ послѣднемъ — Іафетѣ, имя котораго толкуется, какъ широта. … Но что увѣровавшіе въ послѣднія времена изъ Іудеевъ имѣли быть общниками и едва не домочадцами первыхъ, также какъ и собранными въ одинъ городъ или дворъ, или домъ, то есть въ Церковь, на это указалъ, сказавъ: да распространитъ Богъ Іафеѳа (Быт. 9, 27), то есть третьяго и послѣдняго, такъ какъ Іафетъ — третій; и да вселится въ селеніихъ Симовыхъ (ст. 27), то есть перваго; и да будетъ Ханаанъ рабъ ихъ (тамъ же). Это, я думаю, означаетъ тоже самое, что сказалъ Христосъ народу іудейскому: аминь аминь глаголю вамъ: яко всякъ творяй грѣхъ, рабъ есть грѣха. Рабъ же не пребываетъ въ дому во вѣкъ: сынъ пребываетъ во вѣкъ. Аще убо Сынъ вы свободитъ, свободни будете (Іоан. 8, 34-36). Ибо посмѣявшіеся надъ домостроительствомъ Спасителя нашего несчастные Іудеи, не почтившіе Его откровенія, бывшаго къ намъ отъ Бога и Отца, пребыли въ духѣ рабства.» (Свт. Кирилл Александрийский)

3. «…сказанное Ноемъ своимъ сыновьямъ действительно имело решающее значение для их будущей судьбы. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Симъ благословлен, как представитель истинного благочестия, а Ииафету предсказано необычное распространение на земле. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми и наибольшее пространство заимут потомки Ииафета; истинная религия сохранится в потомстве Сима; в определенное времена он покорит себе землю Ханаанскую с населяющим ее племенем, и в его стране явится Искупитель мiра. Потомки Ииафета также вселятся в шатрах Симовых, т.е. воидут в землю Ханаанскую, как символ основаннои в ней истиннои церкви.» (А.П.Лопухин «Библеиская история Ветхого Завета»)

4. «и да вселится он в шатрах Симовых…» Речь не о Боге, как то ошибочно полагали некоторые (Филон, Феодорит, Онкелос и др.), но об Иафете, которому со временем предрекается и господствующее положение даже над потомством Сима. И, действительно, это пророчество оправдалось в двояком смысле: и в смысле политическом, когда римляне, потомки Иафета, покорили иудеев и разрушили самый Иерусалим, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступали язычники (Еф 2:11–15).…... Заключая детальный комментарий пророчества Ноя, мы должны сказать, что это — одно из самых знаменательных сказаний, обнимающее в общем схематическом очерке главные течения всей последующей истории человечества, олицетворенное в судьбе трех сынов Ноя, как родоначальников всего последующего человечества: здесь и возлюбленный первенец Ноя — Сим, которому предрекается особое божественное благоволение, здесь и неблагодарный Хам, которому возвещается отвержение, рабство, здесь и младший сын — Иафет, на судьбе которого имело исполниться евангельское пророчество, что «последние да будут первыми», первыми как в культурно-историческом, так и в христианско-религиозном смысле». (А.П.Лопухин «Толковая Библия» )

5. «… Ной предвидел исторические судьбы потомства своих сынов. Сим – ему надлежит наследовать отеческий дом, род его должен остаться на месте – в Сумере, на великой реке Евфрате, а Иафету же дается весь остальной мир.

“Да распространит Господь Бог Иафета” – власть рода Иафета распространится по всей земле.Когда же кончится царство потомков Сима на земле с пришествием на нее Того, Кто сотрет главу змия, тогда наследство Сима перейдет к Иафету… Это и произошло, когда окончилась семитическая ветхозаветная Церковь – тогда началась иафетическая новозаветная Церковь.… Воля Божия – в судьбах народов мира, во всей истории мира, - она была изречена словами благословения Ноева Симу и Иафету.… Необходимо отметить, что семиты впоследствии сильно смешались с хамитами (помните у Пушкина «шимоханская царица» - потомок Сима и Хама П.А.Г.). И хотя в книге Бытия сказано, что царством Нимрода, внука Хама были Вавилон и Аккад, т.е. пространство северной Месопотамии, это нисколько не противоречит тому, что все царства и народы Месопотамии были семитическими, но развратились и потеряли религию монотеизма – единобожия.… иафетиты ушли во все стороны земли – “да распространит Господь Бог Иафета”. Бог дал им “особый уклад”. Иафетиты разделились на три ветви: арийцы (белые индусы), веды (иранцы с, самостоятельной группой армян) и европейцы. Последним предстояло стать великими народами в будущем». (Протоиерей Стефан «Бог и вселенная»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: