Антропология и её основные вопросы.Отличие философского учения о человеке от представлений современной науки.Психология и философия о сознании человека

“Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке”. Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека.Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.Антропология включает три основных раздела:

1) морфологию,

2) антропогенез

3) расоведение, или этническую антропологию.

Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Философское постижение человека началось ещё в древности в различных мифологических, религиозных и натуралистических представлениях. По мнению древних, человек содержит в себе все элементы или стихии космоса: состоит из тела и души, которые рассматривались как два аспекта единой реальности в учении Аристотеля или как две разнородные субстанции в учении Платона.
Философские учения о человеке развивалось в двух направлениях. В западной философии человек обращен к его окружению, взаимодействуя с которым он преобразует мир. В восточной философии человек более обращен к высшим, неличностным ценностям.
Согласно религиозным представлениям, человек есть тварь божья, которая будет прощена, если полюбит врагов своих. Русские религиозные философы к. 19 – н. 20 веков В.С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский и другие различали религию темную, т. е. слепую веру от религии светлой, обращенной к человеку. Они разработали принципы всеединства человека с космосом, принцип жизни богочеловека. Бог и человек как высшие ценности.Представление о человеке как о божьей твари сменилось представлением о человеке как существе разумном. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, который по праву считается основателем психоло гической науки.создал целостную психологиче скую систему. По его мнению, душу нельзя отделить от тела, поскольку она является его формой, способом его организа ции. Вместе с тем Аристотель в своем учении выделил три души: растительную, животную и разумную, или человече скую, имеющую божественное происхождение. Он попытался объяснить механизмы пове дения человека стремлением реализовать внутреннюю активность, сопряженную с чувством удов летворения или неудовлетворения. Помимо этого Аристотель внес большой вклад в развитие пред ставлений о памяти и мышлении человека.В древней философии под сознанием понимался внутренний мир человека (душа). Тело - смертно, а душа - бессмертна.
Платон впервые разделил все сущее на два мира - мир вещей (неподлинный мир), и мир идей (подлинный мир).В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты Бога, т.к. человек сотворен Богом, как подобие его, то и сознание человека - дар Божий.Сознание - это и самосознание. Этои отношение человека к миру.
Наука утверждает, что сознание вторично. Это означает:
1. Сознание - результат деятельной эволюции природы.
2. Содержание сознания обусловлено воздействием внешнего мира.Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: