2 Лидерство и управление
Понятие интереса к лидерству в менеджменте персонала по своему характеру аналогично понятию интереса к качеству продукции в экономике.
Лидерство неотделимо от управления персоналом, сложившейся на предприятииситуации, личности, коммуникаций.
В современном менеджменте лидерство невозможно без учебы, высокого уровня знаний, компетентности. Его правильное понимание состоит, прежде всего, в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на ее благо, для достижения её целей. Приоритеты зависят от ситуационных факторов.
Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером - ключевое условие, чтобы стать менеджером. Суть лидерства состоит в наличии последователей.
Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность.
Лидерствосвязано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом, формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого (преимущественно социально-психологическая сторона управления).
Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, что бы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.
Деловая активность связана с той частью управления, где происходит решение задач планирования, организации систем управления, регулирования, управления ресурсами, технической подготовки производства (преимущественно организационно-техническая сторона управления, бизнес).
Деловая активность – это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).
Деловая активность ориентирована на создание структуры организации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ориентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.
Организация – сложная, динамичная, открытая система. Принятие решений в одной подсистеме вызывает реакцию в другой. Поэтому лидерство и деловая активность – две стороны единого процесса руководства.
3 Состав и структура кадров организации.
Персонал (кадры) предприятия - совокупность работников раз-личных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
Структура персонала.
1) по участию в производственной деятельности: а) ППП (пер-сонал основной деятельности); б) персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе предприятия (не основной деятельности).
К ППП относятся работники основных и вспомогательных це-хов, подсобных производств, заводских лабораторий и отделов, очистных сооружений, узлов связи, информационно-вычислительных центров, всех видов охраны, заводоуправления.
Персонал не основной деятельности промышленных предприя-тий составляют работники, занятые обслуживанием жилищного и коммунального хозяйств, торговли, медицинских учреждений и учреждений дошкольного воспитания, культуры и спорта.
2) по характеру выполняемых функций а) рабочие; 6) служащие (специалисты, собственно служащие, руководители).
В категорию рабочие входят лица, непосредственно занятые со-зданием материальных ценностей. Руководители – это категория ра-ботников, занятые организацией и управлением деятельностью тру-дового коллектива.
Специалисты – это работники для замещения должностей кото-рых в соответствии с квалификационными требованиями необходимо наличие высшего или среднего специального образования.
Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документации, учёт и контроль, хозяй-ственное обслуживание (кассиры, контролёры, табельщики, делопро-изводители).
3) по характеру участия в производственном процессе а) основ-ные рабочие; б) вспомогательные рабочие
К основным рабочим относятся люди, занятые осуществлением основных технологических процессов. К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств. Вспомогатель-ные рабочие не участвуют в технологическом процессе, а способ-ствуют его осуществлению.
4) по характеру сложности выполняемых работ: а) по профес-сии; б) специальности; в) квалификации.
Профессия характеризует род трудовой деятельности, для кото-рой от исполнителя требуются определённые знания.
Специальность выделяется в пределах профессии и характери-зует относительно узкий вид работ, требующий от исполнителя в ограниченной области глубокой подготовки.
Квалификация характеризует степень профессиональной подго-товленности работника к выполнению определённого вида работ, определяемую по совокупности его знаний, умений и навыков. Уро-вень квалификации работников отражает степень овладения ими сво-ей профессией и специальностью.
Функциональная структура персонала – это процентное соот-ношение численности работников по категориям. Структура кадров предприятия характеризуется соотношением различных категорий работников в общей численности работающих. В целях анализа структуры кадров определяются и сравниваются удельные веса каж-дой категории работников в общей среднесписочной численности персонала. Структура кадров определяется и анализируется по каж-дому подразделению, а также может рассматриваться по таким при-знакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалифи-кация и т.д.






