Билет №28 деловая активность –

2 Лидерство и управление

Понятие интереса к лидерству в менеджменте персонала по своему характеру аналогично понятию интереса к качеству про­дукции в экономике.

Лидерство неотделимо от управления персоналом, сло­жившейся на предприятииситуации, личности, коммуникаций.

В современном менеджменте лидерство невозможно без учебы, высокого уровня знаний, компетентности. Его правильное понимание состоит, прежде всего, в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации, на ее благо, для достижения её целей. Приоритеты зависят от ситуационных факторов.

Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером - ключевое условие, чтобы стать менеджером. Суть лидерства состоит в наличии последователей.

Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность.

Лидерствосвязано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом, формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого (преимущественно социально-психологическая сторона управления).

Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, что бы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.

Деловая активность связана с той частью управления, где происходит решение задач планирования, организации систем управления, регулирования, управления ресурсами, технической подготовки производства (преимущественно организационно-техническая сторона управления, бизнес).

Деловая активность – это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).

Деловая активность ориентирована на создание структуры орга­низации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ори­ентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.

Организация – сложная, динамичная, открытая система. При­нятие решений в одной подсистеме вызывает реакцию в другой. Поэтому лидерство и деловая активность – две стороны единого процесса руководства.

3 Состав и структура кадров организации.

Персонал (кадры) предприятия - совокупность работников раз-личных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Структура персонала.

1) по участию в производственной деятельности: а) ППП (пер-сонал основной деятельности); б) персонал непромышленных организаций, состоящих на балансе предприятия (не основной деятельности).

К ППП относятся работники основных и вспомогательных це-хов, подсобных производств, заводских лабораторий и отделов, очистных сооружений, узлов связи, информационно-вычислительных центров, всех видов охраны, заводоуправления.

Персонал не основной деятельности промышленных предприя-тий составляют работники, занятые обслуживанием жилищного и коммунального хозяйств, торговли, медицинских учреждений и учреждений дошкольного воспитания, культуры и спорта.

2) по характеру выполняемых функций а) рабочие; 6) служащие (специалисты, собственно служащие, руководители).

В категорию рабочие входят лица, непосредственно занятые со-зданием материальных ценностей. Руководители – это категория ра-ботников, занятые организацией и управлением деятельностью тру-дового коллектива.

Специалисты – это работники для замещения должностей кото-рых в соответствии с квалификационными требованиями необходимо наличие высшего или среднего специального образования.

Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документации, учёт и контроль, хозяй-ственное обслуживание (кассиры, контролёры, табельщики, делопро-изводители).

3) по характеру участия в производственном процессе а) основ-ные рабочие; б) вспомогательные рабочие

К основным рабочим относятся люди, занятые осуществлением основных технологических процессов. К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств. Вспомогатель-ные рабочие не участвуют в технологическом процессе, а способ-ствуют его осуществлению.

4) по характеру сложности выполняемых работ: а) по профес-сии; б) специальности; в) квалификации.

Профессия характеризует род трудовой деятельности, для кото-рой от исполнителя требуются определённые знания.

Специальность выделяется в пределах профессии и характери-зует относительно узкий вид работ, требующий от исполнителя в ограниченной области глубокой подготовки.

Квалификация характеризует степень профессиональной подго-товленности работника к выполнению определённого вида работ, определяемую по совокупности его знаний, умений и навыков. Уро-вень квалификации работников отражает степень овладения ими сво-ей профессией и специальностью.

Функциональная структура персонала – это процентное соот-ношение численности работников по категориям. Структура кадров предприятия характеризуется соотношением различных категорий работников в общей численности работающих. В целях анализа структуры кадров определяются и сравниваются удельные веса каж-дой категории работников в общей среднесписочной численности персонала. Структура кадров определяется и анализируется по каж-дому подразделению, а также может рассматриваться по таким при-знакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалифи-кация и т.д.




double arrow
Сейчас читают про: